УДК 342.7
Страницы в журнале: 43-47
М.Н. МАМЕДОВ,
преподаватель кафедры теории и истории государства и права Саратовского юридического института МВД России
Приводится научное определение уважения прав человека как принципа правового государства — правового средства, имеющего определенные формы юридического обеспечения. Данное обеспечение рассматривается как комплексное понятие, включающее такие элементы, как гарантия, охрана и защита.
Ключевые слова: уважение прав человека, правовое государство, правовое средство, юридическое обеспечение уважения прав человека, гарантия, охрана, защита, запреты, обязанности, ответственность, виды защиты.
Respect of human rights as a lawful state principle: the mechanism of legal maintenance
Mamedov M.
Уважение прав человека как принцип правового государства — это максимально почтительное, основанное на достоинстве личности отношение государственных органов и должностных лиц к правам и свободам граждан, выражающее и обеспечивающее равенство их социального статуса; это деятельность государственных органов по признанию, закреплению в нормативных источниках, по охране и защите всей совокупности прав, свобод и законных интересов каждого человека. Уважение прав человека — объективная закономерность функционирования демократического общества. Без осознания этой закономерности, ее реального воплощения в правовой жизни вряд ли можно вести речь о наличии правовой государственности. Это своеобразный «проводник», «мостик» между субъективным правом и его обладателем — индивидом как элементом социума, с одной стороны, а с другой — важное связующее звено между государством, его механизмом и гражданином в процессе регулятивного воздействия государственно-волевых установок на сознание личности. Немыслима деятельность человека без уважения его прав по соблюдению, исполнению и использованию юридических норм.
Принцип уважения прав человека — действенное правовое средство, несущее вполне определенную регулятивную нагрузку, являющееся одним из важнейших условий эффективности механизма правового регулирования. Данный принцип предполагает прежде всего дозволительный способ правового регулирования общественных отношений. Вместе с тем уважение прав человека как одно из обязываний для государства, его органов и служащих выступает важнейшим правовым средством, тем юридическим инструментом, который, учитывая современные реалии, мощно подпитывает основу механизма правового регулирования.
Таким образом, принцип уважения прав человека в системе правовой государственности предполагает сочетание двух способов правового регулирования — позитивного обязывания и дозволения. Крайне важно учитывать сформулированное во Всеобщей декларации прав человека 1948 года положение о том, что «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе»[1] (ч. 2 ст. 29).
Следовательно, можно заключить, что, выступая правовым средством, принцип уважения прав человека имеет определенные формы юридического обеспечения. При этом отметим: обеспеченность государством, гарантированность мерами властного воздействия — признак (свойство) юридических средств[2]. Юридическое средство дает возможность четко определить место и роль различных юридических явлений в закреплении и развитии принципа уважения прав человека; оно обеспечивается государством.
На наш взгляд, юридическое обеспечение — это комплексное понятие, включающее такие элементы, как гарантия, охрана и защита правового средства. В юридической литературе принято считать, что понятие «обеспечение прав» является родовым по отношению к понятиям «охрана» и «защита», поскольку включает в себя всю систему политических, экономических, социальных, духовных, правовых и иных мер и условий, направленных на наиболее полное пользование личности социальными благами[3].
Гарантия есть элемент состава уважения прав и свобод, их реализации — как принцип правового государства. Применительно же к самому принципу уважения прав человека гарантированность означает обеспечение в полной мере существования данного принципа как института правовой государственности.
Таким образом, в отношении непосредственно прав и свобод следует вести речь о гарантии осуществления, реализации, а в отношении их уважения — о гарантии наличия, присутствия, закрепления в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц. Вместе с тем уважение прав выступает своеобразной гарантией осуществления этих прав. Иначе говоря, обеспечивая наличие принципа уважения прав человека, гарантируя его закрепление в общественной жизни, государство тем самым обеспечивает гарантированность самих прав, свобод и законных интересов.
Гарантировать, закрепить принцип уважения прав человека означает обеспечить существование режима уважения как неотъемлемого правила функционирования всех элементов механизма правового государства, структур гражданского общества, а также граждан по реализации их прав и свобод. Данный вывод может быть обоснован, например, положениями Декларации прав человека и гражданина 1789 года — важнейшего документа Великой французской революции. Уважение идей свободы в декларации выражено двояко: уважение обществом и государством свобод отдельного индивида; уважение индивидом права на свободу других лиц. Ограничение реализации этого права возможно только в пределах закона и с учетом взаимных интересов общества и личности: «Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом»[4] (ст. 4).
Сосредоточимся на понятиях «охрана» и «защита» применительно к уважению прав человека как принципу правового государства. Единство мнений в плане понимания значения данных категорий, их разграничения в научной литературе отсутствует. В.В. Щебляков отмечает, что эти категории «до сих пор не удается вывести за рамки дискуссий, в русло устойчивости и ясности»[5]. В литературе обращается внимание на путаницу понятий «охрана», «защита», «обеспечение», «гарантии» прав и свобод и т. д.[6].
Нам наиболее близка точка зрения Н.И. Матузова, что «охрана и защита субъективного права или охраняемого законом интереса — не одно и то же: охраняются они постоянно, а защищаются только тогда, когда нарушаются. Защита есть момент охраны, одна из ее форм. Эти понятия не совпадают»[7]. В данном положении есть главное, что составляет суть, квинтэссенцию соотношения и понимания рассматриваемых категорий. Трактовка защиты как частной формы охраны позволяет сконцентрировать действие охранительного правового режима на конкретных случаях нарушений или противоправных посягательств на объекты юридического обеспечения. В нашем случае это уважение прав человека как принцип правового государства. По справедливому замечанию Л.В. Саенко, «потребность в защите права возникает только после его непосредственного нарушения либо при существовании угрозы такого нарушения. Охрана же прав начинается с установления общего правового режима…
с обозначения гарантий и другой деятельности, осуществляемой до нарушения прав и свобод»[8].
Итак, принцип уважения прав человека как один из основных принципов правового государства, представляя собой форму гарантирования реализации прав и свобод человека и гражданина, выступает самостоятельным объектом охраны и защиты.
Охрана принципа уважения прав человека:
— свидетельствует о признании государством данного правового средства и об установлении режима его использования;
— определяет весь набор юридических инструментов, призванных не допустить появления препятствий на пути закрепления данного принципа в жизни общества;
— направлена на профилактику и предупреждение нарушений (игнорирования) принципа уважения прав человека при обязательном наличии возможности (в случае необходимости) гарантированной защиты указанного объекта в соответствии с его предназначением и содержанием;
— предполагает создание и использование различных юридических средств для обеспечения беспрепятственного функционирования рассматриваемого принципа.
Большинство отраслей российского права должны в качестве непосредственной задачи осуществлять не только защиту принципа уважения прав человека в случае его нарушения (несоблюдения, игнорирования), но и его охрану, когда он не нарушается (соблюдается).
Таким образом, охрана выступает признаком правового бытия такого юридического средства, как принцип уважения прав человека. Данный признак означает не только готовность к защите рассматриваемого принципа, но и иной специально-юридический инструментарий, определяющий его место в структуре механизма правового регулирования. Иначе говоря, охрана нужна не только для обеспечения возможности защиты. Она требует существования и применения (в случае необходимости) специальных юридических инструментов (как стимулирующих, так и ограничивающих), образующих правовой режим юридического обеспечения исследуемого принципа правового государства.
Охранительными инструментами являются прежде всего такие правовые ограничения, как запреты и обязанности, образующие специфическую систему правового страхования принципа уважения прав человека. Функционирование этой системы и составляет основную часть правоохранительного механизма. При его несрабатывании начинают действовать ограничивающие инструменты, относящиеся к правозащитному механизму, — меры защиты и ответственности. Важно учитывать, что охрана также связана с использованием не только защитных механизмов, но и юридической ответственности. Ведь если принцип уважения прав человека охраняется, то не защищаться он не может. Защита же исследуемого принципа производна от его охраны, что свидетельствует об изначально используемых правообеспечительных механизмах[9].
Запреты и обязанности — та основа, на которой строится весь механизм охраны принципа уважения прав человека. Вместе с тем важно помнить, что всякий правовой стимул, будучи позитивным средством и стимулируя одни поступки, одновременно позитивно ограничивает другие. Всякое же правовое ограничение как негативное средство, наоборот, сдерживая одни поступки, одновременно негативно стимулирует другие[10].
Это означает, что охрана принципа уважения прав человека, основываясь на ограничивающих средствах (запретах и обязанностях), предполагает использование в обеспечительном механизме средств правового стимулирования (льгот, поощрений и др.), позитивно ограничивая участников правоотношений в их действиях, которые способны нарушить или поставить под угрозу наличие уважения прав человека в жизнедеятельности государства и общества.
Обобщить сказанное выше можно следующим образом. Механизм правового регулирования выступает как явление, в котором юридические средства, сочетаясь определенным образом, обеспечивают эффективность друг друга. Следовательно, охрана принципа уважения прав человека также представляет собой набор юридических инструментов (стимулирующих и ограничивающих), что обусловлено соответствующим правовым режимом обеспечительного характера.
Таким образом, охрана принципа уважения прав человека — это конкретный обеспечительный правовой механизм, представляющий собой совокупность гарантированных государством стимулирующих и ограничивающих средств (юридических инструментов), закрепляющих в деятельности государственных и муниципальных органов уважительное отношение к правам человека и позволяющих тем самым участнику правоотношений беспрепятственно пользоваться определенным социальным благом в рамках правомочий дозволительного характера, составляющих содержание субъективных прав. При этом принципиальное значение имеет положение о том, что субъективное право — это не только возможность, но и обязанность, а также ответственность.
Охрану принципа уважения прав человека целесообразно трактовать как институт, производный от государственного гарантирования данного принципа. Как справедливо отмечается в современной литературе, «несмотря на то, что понятия “гарантия”, “охрана” и “защита” тесным образом связаны между собой и обусловливают друг друга, гарантированы они именно в силу охраны и защиты со стороны компетентных органов»[11].
Своими особенностями обладает также защита принципа уважения прав человека.
Исходя из общетеоретических положений, изложенных в исследованиях Г.П. Арефьева, В.В. Болговой, В.М. Ведяхина, А.В. Малько, А.С. Мордовца, В.В. Субочева, Т.В. Чугуровой, А.М. Шериева, Т.Б. Шубиной[12] и ряда других ученых, считаем, что защита принципа уважения прав человека — это деятельность управомоченных лиц и органов, направленная на закрепление данного принципа при выстраивании правовой государственности, когда этот принцип нарушается, не соблюдается либо на пути его закрепления возникают препятствия. Это обеспечительный правовой режим существования данного принципа, заключающийся в деятельности компетентных (управомоченных) лиц либо органов, способствующей закреплению принципа уважения прав человека, его функционирования в случаях, когда он нарушается (не соблюдается, игнорируется) либо когда существует реальная угроза его нарушения, а также связанной с восстановлением нарушенных уважительных отношений либо с добровольным удовлетворением требований обязанными субъектами. «Защита принципа уважения прав человека» — понятие комплексное. Оно включает в себя различные правовые средства устранения препятствий на пути закрепления указанного принципа в общественной жизни.
К видам защиты принципа уважения прав человека следует, по нашему мнению, относить судебную, административную, прокурорскую, нотариальную защиту и т. п. При этом защита понимается как деятельность (государственная либо негосударственная), которая может осуществляться судебными либо иными правоприменительными органами, общественными организациями в целях устранения препятствий, сдерживающих функционирование уважения прав человека как принципа правового государства. К видам защиты следует отнести и самозащиту права на уважение, которое в данном случае выступает как субъективное право.
Для четкого понимания видов защиты следует уяснить соотношение понятий «виды защиты» и «формы защиты», а также «способы защиты». Форма защиты принципа уважения прав человека может быть материальной и процессуальной[13]. Способ защиты — это конкретные правовые средства, которые используются для устранения препятствий на пути закрепления принципа уважения прав человека в общественной жизни (меры защиты, меры ответственности и меры безопасности). В этом плане мы солидарны с позицией ученых, отождествляющих понятия «способ защиты» и «мера защиты».
Необходим эффективный механизм охраны и защиты рассматриваемого принципа. Только единство охраны и защиты обеспечивает прочное закрепление уважения прав человека в качестве принципа правового государства, да и всей общественной жизни страны.
Библиография
1 Цит. по: Мордовец А.С. Уважение как универсальный принцип прав человека и гражданина // Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел: Учеб. / Под общ. ред. Ю.В. Анохина и В.Я. Кикотя. — М., 2010. С. 132.
2 Большой юридический словарь / Под ред. А.В. Малько. — М., 2009. С. 44.
3 См.: Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2001. № 12. С. 83.
4 Международные акты о правах человека: Сб. док. — М., 2002.
5 Щебляков В.В. Деятельность органов исполнительной власти по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2001. С. 18.
6 См., например: Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина. — Саратов, 1996. С. 89.
7 Матузов Н.И. Правовая система и личность. — Саратов, 1972. С. 130—131.
8 Саенко Л.В. Конституционно-правовые основы охраны и защиты семьи в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2006. С. 11. См. также: Терёхин В.А. Судебная власть в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод граждан (вопросы теории и практики): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2001. С. 9; Нечаева А.М. Проблемы охраны прав несовершеннолетних в Российской Федерации: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 1995. С. 18.
9 См.: Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения. — М., 2010. С. 34—35.
10 См.: Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект. — Саратов, 1994; Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. — Саратов, 2003. С. 183—196.
11 Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Указ. соч. С. 40.
12 См.: Арефьев Г.П. Понятие судебной защиты // Вопросы теории и практики гражданского процесса. — Саратов, 1984. С. 55; Болгова В.В. Формы защиты субъективного права: теоретические проблемы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Уфа, 2000; Ведяхин В.М., Шубина Т.Б. Защита права как правовая категория // Правоведение. 1998. № 1. С. 68—70; Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Указ. соч. С. 80; Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина. — Саратов, 1996; Чугурова Т.В. Процессуальные формы защиты публичных интересов в российском праве: Дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2007. С. 15.
13 Подробнее см.: Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Указ. соч. С. 86—90.