Статья

Уголовно-правовая характеристика экономического признака определения степени тяжести вреда здоровью

М.И. ГАЛЮКОВА, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Уральского филиала Российской академии правосудия Оценка степени тяжести вреда здоровью основывается на двух признаках (критериях) — анатомо-патологическом и экономическом. Экономический признак включает в себя стойкую утрату общей трудоспособности, утрату профессиональной трудоспособности и длительность расстройства здоровья.

М.И. ГАЛЮКОВА,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Уральского филиала Российской академии правосудия 

 

Оценка степени тяжести вреда здоровью основывается на двух признаках (критериях) — анатомо-патологическом и экономическом. Экономический признак включает в себя стойкую утрату общей трудоспособности, утрату профессиональной трудоспособности и длительность расстройства здоровья.

Уголовный закон не содержит каких-либо конкретных определений стойкой утраты общей трудоспособности. Согласно Правилам судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений (1978) (далее — Правила) при оценке степени тяжести любой травмы всегда имеют в виду утрату только общей трудоспособности. Эта утрата должна носить стойкий характер, быть в определенном объеме, а именно: не менее одной трети в случае причинения тяжкого вреда здоровью, менее одной трети — средней тяжести и незначительной в случае причинения легкого вреда здоровью.

Что следует понимать под стойкой утратой трудоспособности? Для того, чтобы отличать одну степень тяжести вреда здоровью от другой, эксперту необходимо знать, где находится граница между временной и «не временной», т. е. стойкой, нетрудоспособностью.

Не вызывает сомнений, что под стойкой утратой трудоспособности нельзя понимать утрату лишь постоянную, на всю жизнь и притом в неизменном объеме. Особый практический интерес приобретает определившийся исход повреждения. В одних случаях он понятен с самого начала, так как предопределен самим характером травмы, в других — прогноз довольно долго остается неопределенным, и только динамическое наблюдение за состоянием здоровья потерпевшего дает возможность правильно оценить исход травмы. В таких случаях для того, чтобы констатировать переход временной утраты трудоспособности в стойкую, необходимо хотя бы ориентировочно представлять себе, до каких пор утрату трудоспособности можно рассматривать как временную, допустимо ли установление каких-то конкретных сроков, отграничивающих временную нетрудоспособность от стойкой. Правила такого разграничения не устанавливают.

Переход временной нетрудоспособности в стойкую сам по себе еще не определяет тяжесть вреда здоровью. Утрата общей трудоспособности должна быть не только стойкой, но и значительной. Признак значительности не приведен законодателем ни в УК РФ, ни в Правилах.

Задача судебно-медицинской экспертизы сводится к тому, чтобы найти объем утраченной трудоспособности и в соответствии с требованием суда выразить его в процентах по отношению к полной утрате трудоспособности, которая принимается за 100. Принцип определения степени утраты общей трудоспособности в процентах вызывает множество критических замечаний. Оценка тяжести вреда здоровью в процентном отношении показала свою несостоятельность. Существующая система субъективна и основана на нерациональном сопоставлении различных дефектов и заболеваний, без учета не только индивидуальных особенностей организма, но и фактически причиненного вреда.

Экономический признак в виде стойкой утраты трудоспособности, несмотря на более чем полувековой период существования, на практике применяется очень редко: по данным Д.С. Читлова, в 1,6% случаев[1], В.В. Козлова — менее 1%[2]. Судебно-медицинские эксперты при определении степени тяжести вреда здоровью предпочитают использовать другие признаки, учитывая, что вред здоровью, повлекший за собой потерю трудоспособности объемом свыше одной трети, представляет собой опасность для жизни.

Достаточно сложно определить степень утраты трудоспособности ребенка или инвалида. Утрата трудоспособности детей устанавливается так же, как и взрослых, что некорректно, так как трудоспособность начинается с 14 лет. И если у школьников младше 14 лет трудоспособность можно условно приравнять к временной невозможности обучаться в школе, то у дошкольников отсутствует даже такой условный критерий. Влияние причиненного вреда здоровью на состояние организма инвалида спорно. Так, если вред здоровью, причиненный инвалиду II или III группы, повлек за собой ухудшение его здоровья, медико-социальная экспертная комиссия должна перевести его в I или II группу инвалидности. Но оценить вред здоровью, причиненный инвалиду I группы, исходя из экономического признака практически невозможно.

Следовательно, трудоспособность как отражение вреда здоровью не является общим абсолютным признаком, применимым ко всем возрастным группам и ко всем социальным категориям.

Норма ч. 1 ст. 111 УК РФ указывает на полную утрату профессиональной трудоспособности как признак определения тяжкого вреда здоровью. Между тем Правила такого признака не предусматривают. Согласно Правилам под длительным расстройством здоровья понимаются непосредственно связанные с повреждением последствия (заболевание, нарушение функций и т. д.) продолжительностью свыше 3 недель, кратковременным — не менее 6 дней, но не более 3 недель.

Устанавливая минимальный срок длительности расстройства здоровья в 6 дней, Правила отражают классификацию, предусмотренную УК РСФСР 1960 года, т. е. незначительные, скоропреходящие последствия, длившиеся не более 6 дней, относились к телесным повреждениям, не влекли за собой кратковременного расстройства здоровья. В УК РФ установлена ответственность за побои (нанесение повреждений, не повлекших за собой расстройство здоровья), легкий вред здоровью (причинение повреждений, вызвавших расстройство здоровья более 6 дней). Причинение вреда здоровью, которое по длительности менее 6 дней, но более одного дня, уголовно ненаказуемо.

Этот признак не является величиной определенной и постоянной, что не исключает его произвольного толкования. Он носит оценочный характер и устанавливается судебно-медицинским экспертом на основании характеризующих его критериев: фактического вреда здоровью, продолжительности нарушения функций, причинной связи между ними; среднестатистических сроков течения повреждений или заболеваний, условных показателей продолжительности расстройства здоровья, характеризующих предусмотренный законом вред здоровью.

Экономический признак не отражает фактического вреда, причиненного здоровью. Так, при консервативном методе лечения многооскольчатого перелома фаланги пальца кисти длительность расстройства здоровья составляет более 21 дня (вред средней степени тяжести), при оперативном лечении, т. е. удалении фаланги пальца, — 14 дней (легкий вред здоровью). Этот признак является единственным при определении вреда здоровью и средней, и легкой степени тяжести.

Необходимо отказаться от экономического критерия при определении степени тяжести вреда здоровью. Анализ экспертной практики и статистического материала демонстрирует недостаточную обоснованность существующих ныне процентных показателей стойкой утраты трудоспособности, наступившей в результате преступного посягательства на здоровье человека.

Существует немалый круг лиц, в силу своего возраста или состояния здоровья не занимающихся трудовой деятельностью, в отношении которых признак утраты трудоспособности вообще лишен смысла. К этому можно добавить, что при использовании экономического признака нарушается важный принцип уголовного права — равенство всех перед законом, так как при любых условиях человек одной профессии теряет больше, а другой — меньше трудоспособности даже в случае причинения им абсолютно одинаковых травм.

В экспертной практике при определении тяжести вреда использование экономического признака крайне ограничено. Он включает в себя стойкую утрату общей трудоспособности, утрату профессиональной трудоспособности и длительность расстройства здоровья.

Полная утрата профессиональной трудоспособности устанавливается Временными критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Минтруда России от 18.07.2001 № 56. Степень утраты профессиональной трудоспособности определяется с учетом имеющихся у потерпевшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать профессиональную деятельность, которую он выполнял до травмы, того же содержания и в том же объеме выполняемой работы и тяжести труда в обычных, специально созданных производственных и иных условиях.

Критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности можно разделить на следующие группы:

· клинико-функциональный критерий — характер и тяжесть травмы; особенности течения патологического процесса, обусловленного травмой; характер (вид) нарушений функций организма; степень нарушения функций организма (значительно выраженная, выраженная, умеренная, незначительная); клинический и реабилитационный прогноз; психофизиологические способности; клинико-трудовой прогноз;

· критерий, определяющий характер профессиональной деятельности. Не представляет интереса, так как отражает производственные или иные условия труда, которые не способствуют определению тяжести вреда здоровью;

· критерий, определяющий категории и степень ограничения жизнедеятельности организма. Не учитывается Временными критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Стойкая утрата общей трудоспособности определяется по Классификациям и временным критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы, утвержденными 29.01.1997 приказом Минздрава России № 30 и постановлением Минтруда России № 1. Они включают в себя:

· классификацию нарушений функций

организма по степени выраженности: I степень — незначительные нарушения функций, II — умеренные, III — выраженные, IV степень — значительно выраженные нарушения функций. В основе определения нарушений функций организма лежат те же подходы, что и при определении клинико-функциональных критериев;

· категории и степень ограничения жизнедеятельности организма.

Ограничение жизнедеятельности — это отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья. Оно характеризуется ограничением способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, контролю своего поведения, обучению и трудовой деятельности (подп. 1.1.5 Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы). Степень ограничения жизнедеятельности — величина отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья (подп. 1.1.6).

К основным категориям жизнедеятельности относятся способность к самообслуживанию, обучению, трудовой деятельности, ориентации, общению, контролю своего поведения. Каждая категория по выраженности ограничений жизнедеятельности делится на три степени.

Таким образом, следует отказаться от понятия «трудоспособность» как признака, определяющего тяжесть вреда здоровью, и ввести признаки, на основании которых определяется профессиональная трудоспособность и утрата общей трудоспособности, т. е. признаки клинико-функциональный и ограничения жизнедеятельности. Они должны подробно излагаться в новых правилах определения степени тяжести вреда здоровью, содержать четкие формулировки, не допускающие возможности их двоякого толкования.

 

Библиография

1 См.: Читлов Д.С. Ответственность за умышленные тяжкие телесные повреждения по советскому уголовному праву и меры по их предупреждению: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Саратов, 1969. С. 6.

2 См.: Козлов В.В. Основы экспертной оценки тяжести повреждений. — Саратов, 1968. С. 172.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024