А.Ф. ИCТОМИН,
кандидат юридических наук, доцент,
Д.А. ЛОПАТКИН,
кандидат юридических наук,
Ю.И. МАЦКЕВИЧ
В целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества (ст. 59 Конституции РФ) Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 11.03.2006; далее — Закон) регламентированы порядок и правила реализации воинской обязанности и военной службы. Правовой основой данной сферы являются также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, и международные договоры Российской Федерации.
В п. 1 ст. 1 Закона установлено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Воинская обязанность граждан в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяется иными правовыми актами. В особых условиях военного положения и военного времени воинская обязанность и военная служба отличаются от порядка и правил прохождения военной службы в мирное время, что должно быть отражено в соответствующих законодательных актах. Рассмотрим вопросы воинской обязанности граждан в мирное время.
Отбор граждан на военную службу осуществляется по правилам, предусмотренным Положением об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.1999 № 222), и начинается с их первоначальной постановки на воинский учет при достижении ими 17 лет специальной комиссией, создаваемой в районе, городе без районного деления или ином равном муниципальном (административно-территориальном) образовании.
В соответствии с Законом на воинском учете не могут состоять граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности; проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу; отбывающие наказание в виде лишения свободы; постоянно проживающие за пределами Российской Федерации; а также лица женского пола, не имеющие военно-учетной специальности.
В ходе отбора граждан на военную службу комиссия по постановке граждан на воинский учет выявляет морально-психологические качества, профессиональную подготовку, семейное положение, социальный облик гражданина, подлежащего призыву, организует его медицинское освидетельствование и определяет годность к военной службе.
Гражданин (допризывник) при первоначальной постановке на воинский учет подлежит первичному обязательному медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами. По результатам этого освидетельствования комиссия определяет годность допризывника к военной службе по состоянию здоровья и принимает решение о постановке на воинский учет либо вносит на рассмотрение призывной комиссии вопросы о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного негодным к военной службе.
Российские граждане, постоянно проживающие за пределами страны и изъявившие желание проходить военную службу в Российской Федерации по призыву, могут быть поставлены на воинский учет при условии заключения и ратификации соответствующих международных договоров.
Получить освобождение от исполнения воинской обязанности граждане Российской Федерации могут только по основаниям, предусмотренным Законом.
Нарушение Закона влечет за собой ответственность как должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, обязанных обеспечить исполнение гражданами воинской обязанности, так и самих граждан. Некоторые нарушения являются административными, ответственность за которые предусмотрена главой 21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, в ст. 21.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за:
а) неявку гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины;
б) убытие на новое место жительства либо место временного пребывания на срок более
3 месяцев без снятия с воинского учета;
в) выезд из Российской Федерации на срок свыше 6 месяцев без снятия с воинского учета;
г) прибытие на новое место жительства либо место временного пребывания или возвращение в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет в установленный срок;
д) несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, уровня образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования.
Объектом данного административного правонарушения является порядок в области воинского учета. В ст. 21.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность допризывников за уклонение от постановки на воинский учет, необходимый для получения ими военной специальности. Воинский учет — это государственная система учета, осуществляемого в целях анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях (бездействии) и состоит в неисполнении гражданином обязанности по воинскому учету одним из способов, указанных в ст. 21.5 КоАП РФ. Субъективная сторона правонарушения заключается в неисполнении гражданином обязанностей по воинскому учету без уважительной причины и выражается в умышленной или неосторожной форме вины. Субъектом данного правонарушения является гражданин, достигший возраста 17 лет, состоящий или обязанный состоять на воинском учете.
В ст. 21.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от медицинского обследования. При этом к ответственности за уклонение или отказ от медицинского обследования могут быть привлечены лица как допризывного, так и призывного возраста. По данной статье также подлежат административной ответственности граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет или при призыве на военную службу временно негодными к военной службе, в случае их повторного отказа или уклонения от медицинского обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет.
В случае уклонения призывника от медицинского обследования или неявки на призывной пункт с результатами обследования для повторного медосвидетельствования военный комиссар в установленном порядке извещает органы внутренних дел о необходимости розыска гражданина и административного задержания, при этом виновный может быть привлечен к административной ответственности.
Объектом указанного правонарушения является также порядок воинского учета. Медицинское освидетельствование — это процесс изучения и оценки состояния здоровья и физического развития граждан на момент прохождения медицинской комиссии в целях определения их годности к военной службе, обучению (службе) по военно-учетной специальности и др. Объективная сторона правонарушения выражается в действиях (бездействии) и состоит в уклонении гражданина от медицинского обследования или освидетельствования. Субъективная сторона характеризуется умыслом или неосторожностью. Субъектом деяния является гражданин, достигший приписного или призывного возраста, подлежащий призыву на военную службу и состоящий или обязанный состоять на воинском учете.
Административная ответственность предусмотрена и за умышленную порчу или утрату документов воинского учета (ст. 21.7 КоАП РФ), под которыми подразумеваются умышленные порча, уничтожение или небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату. Объект данного правонарушения — порядок учета. Объективная сторона выражается в действиях (бездействии). Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. Субъект — не только гражданин, подлежащий призыву на военную службу, но и лицо, обязанное соблюдать правила работы с указанными документами.
Перечисленные правонарушения влекут за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 0,5 до 5 минимальных размеров оплаты труда. Дела о таких административных правонарушениях рассматривают соответствующие военные комиссары субъектов Российской Федерации, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований, а также военные комиссары объединенных военных комиссариатов.
В п. 2 ст. 7 Закона определены уважительные причины неявки гражданина по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет (при условии документального подтверждения причин):
· заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
· тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
· препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
· иные причины, признанные уважительными комиссией или судом.
Закон содержит исчерпывающий перечень правонарушений и конкретизирует ответственность за них, однако на практике возникает вопрос, к какому виду ответственности можно привлечь лицо, не выполняющее обязанность по постановке на воинский учет. Некоторыми учеными высказывается мнение о возможности привлечения указанных лиц к уголовной ответственности, представляющееся весьма сомнительным. Привлечение допризывника к уголовной ответственности за неявку по вызову в военный комиссариат для постановки на воинский учет и т. п., на наш взгляд, противоречит принципам уголовного законодательства и общим правилам уголовно-правовой доктрины, поскольку здесь отсутствует субъект преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 328 УК РФ.
Уклонение гражданина от воинского учета не может быть признано уголовно наказуемым деянием в силу законодательства Российской Федерации. В соответствии с Законом воинский учет, процедура по его осуществлению и обязательная подготовка к военной службе не входят в понятие призыва на военную службу. Кроме того, воинский учет осуществляется в отношении допризывника в год достижения им 17-летнего возраста, а призыву подлежат только военнообязанные граждане в возрасте 18—27 лет, годные по состоянию здоровья для прохождения военной службы; решение о призыве их на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет (ст. 22 Закона). Таким образом, уклонение допризывника от мероприятий, связанных с воинским учетом, может повлечь за собой только административную ответственность (ст. 21.5 КоАП РФ).
Призыв граждан на военную службу в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона осуществляется на основании указов Президента РФ «О призыве граждан на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» (далее — указы Президента РФ, Указ), которые издаются дважды в год (во время так называемых весеннего и осеннего призывов), и ограничивается указанными в Законе сроками (с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря). Эти сроки включают, по нашему мнению, два этапа: первый — организацию оповещения призывника, его явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; второй — непосредственную явку призывника в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы.
В соответствии с Законом и Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.1999 № 587, в ред. от 22.01.2001) призыв на военную службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования. Нормы призыва на военную службу устанавливаются Министерством обороны РФ для каждого субъекта Российской Федерации. Непосредственный призыв осуществляет призывная комиссия.
Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть осуществляется исключительно на основании персональных повесток военного комиссариата, которые должны вручаться призывнику лично, а не через третьих лиц. Вручение повесток производится под расписку работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами организаций, а также ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов местного самоуправления, как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки призывников на заседание призывной комиссии или на призывной пункт. Оповещение призывников должно быть завершено до начала работы призывной комиссии. Вызову на заседание призывной комиссии подлежат все лица призывного возраста, состоящие или обязанные состоять на воинском учете.
Явка на заседание призывной комиссии призывников, вручить повестки которым не представилось возможным, обеспечивается органами внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссара.
Призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, повестка о явке его на призывной пункт вручается сразу же после прохождения призывной комиссии или позже, с соблюдением вышеуказанных правил.
При наличии оснований, предусмотренных Законом, указами Президента РФ и решениями Правительства РФ, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва. Решение принимается на основании соответствующих документов и не должно противоречить выводам, вытекающим из них и заключения специалистов-медиков.
Решение выносится один раз, при первоначальном рассмотрении данного вопроса. Контроль за сохранением у призывника оснований для освобождения от призыва или для отсрочки от призыва возлагается на военного комиссара, а контроль за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования — на военный комиссариат и орган здравоохранения. Призывник, утративший основания для освобождения от призыва или у которого истек срок предоставленной ему отсрочки от призыва, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе граждане государств — участников СНГ, проживающие на момент достижения ими 18-летнего возраста в Российской Федерации и изъявившие желание пройти военную службу по призыву на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, сделать это не могут, поскольку российским законодательством это не предусмотрено и не имеется соответствующих договоров между Российской Федерацией и государствами — участниками СНГ. Тем не менее иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию и обратившиеся с заявлением о приеме на военную службу по контракту, могут быть поставлены на воинский учет в порядке, предусмотренном российским законодательством[1].
Если гражданин Российской Федерации прошел военную службу в другом государстве, но не поставил об этом в известность военный комиссариат и, получив повестку о явке на заседание призывной комиссии, не явился на ее заседание, то его действия не охватываются составом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ, но могут повлечь меры административного воздействия.
Если на период действия Указа гражданин Российской Федерации, отвечающий предъявляемым требованиям (достиг возраста 18 лет; состоит или обязан состоять на воинском учете; не пребывает в запасе; не освобожден от исполнения воинской обязанности или призыва; не имеет отсрочки от призыва; не имеет иных предусмотренных законом препятствий к призыву на военную службу), уклонился от проводимых призывной комиссией мероприятий, связанных с призывом на военную службу без уважительных причин, подтвержденных документально, эти действия образуют состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ.
Действия, подпадающие под понятие уклонения от призыва на военную службу, подробно регламентированы в ст. 31 Закона. В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке на мероприятия, связанные с призывом, он считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 328 УК РФ.
Вместе с тем, по смыслу изложенной в п. 4 ст. 31 Закона правовой оценки неявки гражданина по повестке без уважительных причин на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, ответственность должна наступать за неявку на любое из перечисленных в п. 1 ст. 31 Закона мероприятий, поскольку каждое из них является самостоятельным. Однако, на наш взгляд, такой вывод не в полной мере соотносится с действующим законодательством, поскольку применение уголовного закона в случае неявки призывника в срок, указанный в повестке, толкуется в узком его значении (сужаются рамки действия уголовного закона), а потому, на наш взгляд, требует уточнения.
Уклонение от призыва на военную службу — преступление длящееся, и, хотя состав преступления по смыслу Закона считается оконченным с момента истечения указанного в повестке срока, назначенного гражданину, это преступное деяние продолжает совершаться до тех пор, пока уклонившийся от призыва на военную службу не явится сам или не будет задержан правоохранительными органами. Срок, указанный в повестке, является изначальной точкой отсчета длящегося преступления, правовой основой наступления уголовных правоотношений и как бы предупреждающей мерой. А игнорирование
сроков, указанных в повестке, не является фактом уклонения от прохождения службы (данный факт будет иметь место в случае истечения сроков призыва, указанных в ст. 25 Закона).
Поскольку призыв на военную службу осуществляется 2 раза в год, т. е. также является длящимся событием, то, по нашему мнению, уголовная ответственность лица, уклоняющегося от призыва на военную службу, может наступить только после завершения соответствующего срока призыва, так как факт реального уклонения гражданина от призыва будет бесспорен именно после завершения такого срока.
Следует также иметь в виду то обстоятельство, что вызов граждан в военный комиссариат осуществляется исключительно по повесткам военного комиссариата, врученным под расписку. Нарушение этой процедуры воспрепятствует законному привлечению к ответственности виновных лиц. Так, Дзержинским РВК г. Волгограда в прокуратуру направлено заявление о привлечении к уголовной ответственности Б. за уклонение от призыва на военную службу и отмечалось, что повестка вручена не лично призывнику, а его сестре. Этим были нарушены правила и порядок уведомления лица о необходимости прибытия в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, что в итоге исключило возможность правомерного уголовного преследования Б.
Объектом правонарушения в виде уклонения от прохождения военной службы являются общественные отношения в сфере обеспечения установленного порядка комплектования Вооруженных Сил РФ, урегулированного Законом. Объективная сторона выражается в действиях (бездействии) и состоит в уклонении гражданина на какое-либо время от очередного призыва на действительную военную службу при отсутствии законных оснований либо уважительных причин для освобождения от призыва.
Состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ, формальный. Преступление считается оконченным на момент уклонения призывника от явки по повестке в срок на медосвидетельствование и заседание призывной комиссии либо от явки в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы без уважительных причин, а также на момент получения освобождения от призыва на военную службу путем обмана. Это преступление совершается всегда умышленно, а вина характеризуется только прямым умыслом: виновное лицо осознает, что оно уклоняется от призыва при отсутствии законных оснований для освобождения от службы либо без уважительных причин не является по повестке в срок к месту сбора, т. е. понимает общественную опасность своих действий, выразившихся в уклонении от явки, и желает их совершить. Цель — уклонение от призыва на военную службу — обязательный признак субъективной стороны данного состава. Мотивы уклонения могут быть различными, на квалификацию действий виновного они не влияют и могут лишь учитываться при назначении наказания.
Субъект — вменяемое физическое лицо в возрасте от 18 до 27 лет, подлежащее призыву на действительную военную службу и не имеющее права на освобождение или на отсрочку от призыва.
Способ уклонения от призыва на военную службу законодателем не конкретизирован. Это может быть, например, неявка без уважительных причин на заседание призывной комиссии либо в военный комиссариат, уклонение путем симуляции болезни, представление подложных документов, членовредительство и т. д. Нередки случаи, когда студенты высших учебных заведений, не имеющих государственной аккредитации, представляют в призывную комиссию документы о прохождении учебы, что позволяет им уклониться от призыва, поскольку тщательная проверка таких документов в военкомате проводится не всегда.
В практике работы военных комиссариатов часто возникает вопрос о том, как быть, если гражданин призывного возраста, будучи непригодным к прохождению военной службы, не является на мероприятия, связанные с призывом. С нашей точки зрения, прежде всего необходимо выяснить, соблюдены ли обеими сторонами правила и порядок призыва на военную службу. Соответствующее решение зависит от того, кто из сторон нарушил Закон. Если призывник имеет документальное подтверждение оснований, дающих право на отсрочку или на освобождение от призыва, и эти основания подтверждены соответствующей проверкой, проведенной органами уголовного преследования, то деяние не подпадает под ч. 1 ст. 328 УК РФ. При этом не исключается применение к призывнику мер административного воздействия. Если у гражданина имеются законные основания для освобождения от призыва, но он не сообщил о них вообще либо не уведомил военный комиссариат до момента издания Указа, а военный комиссариат не мог о них знать в силу объективных обстоятельств, то в действиях призывника усматриваются признаки административных правонарушений, предусмотренных статьями 21.4 и 21.5 КоАП РФ.
Следует иметь в виду, что если у призывника имеются законные основания для освобождения (отсрочки) от призыва, но военный комиссар не обладает подобными сведениями по вине призывника (например, в случае отбытия призывника в сопредельное государство без снятия с воинского учета), то материалы направляются в следственные органы для возбуждения уголовного дела. Но поскольку органы следствия не имеют возможности провести соответствующую проверку без следственных действий, то в отношении призывника возможно возбуждение уголовного дела по факту уклонения от призыва. После того как призывник представит документы, подтверждающие наличие законных оснований для освобождения (отсрочки) от призыва, либо об этом станет известно в ходе следственных действий, уголовное дело подлежит прекращению по ст. 24 УПК РФ — за отсутствием в деянии состава преступления.
Если гражданин Российской Федерации, достигший возраста 17 лет, вставший на воинский учет, после медосвидетельствования был признан годным к прохождению военной службы, а по достижении возраста 18 лет злостно уклоняется от явки на медосвидетельствование и мероприятия, связанные с призывом, то здесь также имеются все основания для уголовного преследования.
Тот факт, что лицо по достижении приписного возраста умышленно не встает на воинский учет и не проходит специальную военную подготовку с целью уклонения от прохождения военной службы и по достижении призывного возраста уклоняется от призыва на военную службу, однозначно свидетельствует о прямом умысле.
Отличие уклонения от воинской обязанности (неявка или отказ от медосвидетельствования по направлению комиссии, а также неявка на заседание комиссии), влекущего административную ответственность (ст. 21.6 КоАП РФ), от уклонения от призыва на военную службу, влекущего уголовную ответственность (ч. 1 ст. 328 УК РФ), заключается в объективной стороне деяния — времени совершения указанных действий (до или после издания Указа) и в субъекте преступления.
Уклонение лица, призванного на военную службу, от выполнения обязанностей военнослужащего после включения его в список личного состава воинской части, при наличии соответствующих признаков состава может быть квалифицировано как одно из воинских преступлений, предусмотренных в главе 33 УК РФ.
В заключение следует затронуть и вопрос об ответственности лиц, способствовавших уклонению призывника от военной службы. Лицо, организовавшее, подстроившее либо способствующее уклонению призывника от военной службы, подлежит ответственности по ст. 33 и ч. 1 ст. 328 УК РФ. Если действия указанного лица подпадают под признаки деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ, то содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений.
Библиография
1 См. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 793 «О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту, и порядке их регистрации и учета».