DOI 10.25799/NI.2023.48.85.022
УДК 340.5(44:470)(091)
Из истории права
Здесь представлены только метаданные статьи
А.А. Шмелев,
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых Россия, Владимир shmelev-and2013@yandex.ru
Цель исследования — провести сравнительный анализ университетской системы Франции и России в начале XIX века. Автор прослеживает становление университетской системы в России на основе анализа французской модели народного образования. Научная новизна выражается в исследовании генезиса российской университетской системы с учетом единой европейской образовательной модели. В результате исследования устанавливается, что хотя внешнее устройство российского университета и соответствовало немецкому образцу, однако во внутренней его организации преобладали черты французской системы образования: утилитарный характер, контроль над учебным процессом. Делается вывод о том, что борьба западноевропейских моделей образования (романо-католической и немецко-протестантской) во многом определила дальнейшее развитие университетской системы России.
Ключевые слова: университет в России, университет во Франции, университетская модель, образование, образовательная реформа, рецепция.
University in France and Russia at the Beginning of the 19th Century: a Comparative Analysis
Shmelev A.A.,
Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletov, Russia, Vladimir shmelev-and2013@yandex.ru
The purpose of the study is to conduct a comparative analysis of the university system of France and Russia in the beginning. XIX century. The authors trace the formation of the university system in Russia on the basis of an analysis of the French model of public education. As a result of the study, it is established that, although the external structure of the Russian university corresponded to the German model, its internal organization was dominated by the features of the French education system: utilitarian character, control over the educational process. It is concluded that the struggle of Western European models of education (Romano-Catholic and German-Protestant) largely determined the further development of the university system of Russia.
Keywords: University in Russia, university in France, university model, education, educational reform, reception.