Статья

Унификация процедуры проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в производстве по делам об административных правонарушениях: история вопроса, проблемы и перспективы

Рассматриваются процедуры проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в зависимости от вида субъектов, выявляются различия в правилах их применения. На основе проведенного анализа законодательства в данной сфере предлагаются возможные пути совершенствования правового регулирования.

УДК 342.943 

Страницы в журнале: 94-98

 

А.Ю. СОКОЛОВ,

кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии

 

Рассматриваются процедуры проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в зависимости от вида субъектов, выявляются различия в правилах их применения. На основе проведенного анализа законодательства в данной сфере предлагаются возможные пути совершенствования правового регулирования.

Ключевые слова: медицинское освидетельствование на состояние опьянения, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делам об административных правонарушениях.

 

Unification of procedure of carrying out physical examination on a state of intoxication in production on cases of administrative offenses: historical background, problems and prospects

 

Sokolov A.

 

This article examines the procedures of carrying out of the alcohol intoxication medical testing depending on the kind of subjects. The differences in the rules of their application are revealed. On the basis of given analysis the author suggests different ways of improvement of the legal regulation.

Keywords: the alcohol intoxication medical testing, provisions procedure measures of cases concerning administrative offenses, Code of administrative offences of the Russian Federation, proceedings in cases concerning administrative offenses.

 

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения регламентировано ст. 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и рассматривается в качестве одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Необходимость его проведения в производстве по делам об административных правонарушениях возникла вследствие установления законодателем ответственности за совершение административных правонарушений, имеющих в качестве конструктивного признака состава состояние опьянения.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 24.05.1956 № 382 «О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте»[1] впервые была установлена ответственность за управление в нетрезвом состоянии автомобильным, мотоциклетным и городским электротранспортом.

Порядок проведения и правила медицинского освидетельствования урегулированы ведомственными нормативными правовыми актами.

До принятия Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (утв. ВС РСФСР 20.06.1984) рассматриваемая процедура проводилась в соответствии с Инструкцией о порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования, утвержденной 29.06.1983 МВД СССР № 45, Минздравом СССР № 06-14/14, Минюстом СССР № К-8-347[2].

Дальнейшее расширение перечня составов административных правонарушений, требующих выявления состояния опьянения вследствие усилившейся в Советском государстве борьбы с пьянством, алкоголизмом и самогоноварением, повлекло за собой необходимость совершенствования правового регулирования порядка проведения медицинского освидетельствования, а также его методического обеспечения. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 16.05.1985 № 2458-XI «Об усилении борьбы с пьянством»[3] и Президиума Верховного Совета РСФСР от 16.05.1985 № 398-XI «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения»[4] были установлены дисциплинарная и административная ответственность за совершение ряда правонарушений, в частности за появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, распитие спиртных напитков на производстве или пребывание на работе в нетрезвом состоянии, доведение несовершеннолетних до состояния опьянения.

В этой связи был принят ряд ведомственных нормативных актов, таких как приказ Минздрава СССР от 08.09.1988 № 694 «О мерах по дальнейшему совершенствованию медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения»[5], Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденная приказом Минздрава СССР от  01.09.1988 № 06-14/33-14[6] (далее — Временная инструкция), а также Методические указания «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», утвержденные приказом Минздрава СССР от 02.09.1988 № 06-14/33-14[7] (далее — Методические указания).

С принятием КоАП РФ законодатель ввел термин «медицинское освидетельствование на состояние опьянения» и отменил порядок немедицинского установления факта опьянения водителей транспортных средств. Затем постановлением Правительства РФ от 26.12.2002 № 930[8] были утверждены Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов (в настоящее время утратили силу). В развитие данного постановления был принят приказ Минздрава России от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»[9], направленный на совершенствование деятельности органов и организаций здравоохранения.

Одновременно в целях приведения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации нормативных правовых актов приказом Минздрава России от 12.08.2003 № 399 «О признании не действующими на территории Российской Федерации документов Минздрава СССР»[10] были признаны не действующими на территории Российской Федерации в части медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами, Временная инструкция и Методические указания.

Указанные изменения в законодательстве фактически привели к параллельному существованию двух процедур проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, установленных различными нормативными правовыми актами.

Впоследствии, с принятием новой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях — освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, — процедура медицинского освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние опьянения была урегулирована Правилами освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов (далее — Правила освидетельствования лица на состояние опьянения) и Правилами определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 № 475[11].

Таким образом, в настоящее время действующее административно-деликтное законодательство закрепляет два различных порядка проведения медицинского освидетельствования:

1) по делам об административных правонарушениях, связанных с управлением транспортным средством соответствующего вида в состоянии опьянения;

2) в иных случаях, установленных КоАП РФ.

Кроме дел об административных правонарушениях, связанных с управлением транспортным средством соответствующего вида, необходимость выявления состояния опьянения требуется:

— при управлении в состоянии опьянения воздушным судном, передаче управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, допуске к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо обслуживании воздушного судна лицом, не имеющим на то права или находящимся в состоянии опьянения (части 7, 8 ст. 11.5 КоАП РФ);

— при нарушении Правил дорожного движения в состоянии опьянения лицами, управляющими транспортным средством, не подлежащим государственной регистрации (мопедом, велосипедом, гужевым транспортом) (ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ);

—  при появлении в общественных местах в состоянии опьянения и появлении в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитии ими пива и напитков, изготавливаемых на

его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потреблении ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (статьи 20.21, 20.22 КоАП РФ);

— при выявлении состояния опьянения в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность (п. 6 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ);

— при необходимости исчисления срока административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, который исчисляется с момента вытрезвления задержанного (ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ).

Порядок применения медицинского освидетельствования на состояние опьянения неодинаков, имеет различные основания, правила, субъектов проведения и зависит от нормативного правового акта, регулирующего данную процедуру.

Направление на медицинское освидетельствование лиц, управляющих транспортным средством соответствующего вида, осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, — также должностными лицами военной автомобильной инспекции (ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ, п. 11 Правил освидетельствования лица на состояние опьянения).

В отношении иных категорий лиц проведение медицинского освидетельствования осуществляется по направлениям работников правоохранительных органов, а также должностных лиц предприятий, учреждений и организаций по месту работы освидетельствуемого (п. 4 Временной инструкции).

О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, управляющих транспортным средством соответствующего вида, в соответствии с ч. 3 ст. 27.12 КоАП РФ составляется протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В отношении иных субъектов медицинское освидетельствование осуществляется на основании направления.

Различны и основания вынесения заключения о состоянии опьянения.

Заключение о состоянии алкогольного опьянения в соответствии с п. 16 приложения № 3 «Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у-05 “Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством”» (далее — Инструкция) к приказу Минздрава России от  14.07.2003  № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» выносится исходя из положительных результатов определения алкоголя в выдыхаемом воздухе.

Заключение о состоянии алкогольного опьянения лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и находящихся в тяжелом состоянии, в соответствии с п. 22 Инструкции формулируется по результатам химико-токсикологического исследования при наличии абсолютного этилового спирта в концентрации 0,5 и более граммов на литр крови.

Заключение о состоянии опьянения водителей в результате употребления наркотических средств, психотропных или иных вызывающих опьянение веществ, а также о состоянии любого вида опьянения иных лиц выносится при наличии клинических признаков опьянения и положительной химической реакции на алкоголь либо обнаружении наркотических средств, психотропных или иных вызывающих опьянение веществ или их метаболитов, вне зависимости от их концентрации (количества) (п. 17 Инструкции, Методические указания).

Результаты медицинского освидетельствования на состояние опьянения и лабораторных исследований отражаются в итоговом акте. В зависимости от вида процедуры составляется два вида актов. При проведении медицинского освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, составляется акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (п. 5 Инструкции), в иных случаях — протокол медицинского освидетельствования (п. 6 Временной инструкции).

В соответствии с п. 15 Инструкции по результатам медицинского освидетельствования выносится заключение о медицинском освидетельствовании, которое должно содержать одну из следующих формулировок: состояние опьянения не установлено; состояние опьянения установлено.

На основании п. 13 Временной инструкции при составлении заключения устанавливается одно из следующих состояний:

— трезв, признаков потребления алкоголя нет;

— установлен факт употребления алкоголя, признаки опьянения не выявлены;

— алкогольное опьянение;

— алкогольная кома;

— состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами;

— трезв, имеются нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работы с источником повышенной опасности по состоянию здоровья.

Такое разделение процедур применения медицинского освидетельствования различных субъектов в действующем законодательстве представляется необоснованным. Различие в правилах применения рассматриваемых мер административного принуждения могло бы быть оправданным их разной правовой природой. Однако идентичные пределы принудительного воздействия на права и свободы граждан не позволяют этого сделать. На наш взгляд, законодателю следует определить медицинское освидетельствование на состояние опьянения как меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях независимо от категории дела, вызвавшего необходимость установления состояния опьянения. Последнее неизбежно повлечет за собой унификацию процессуальных правил ее применения.

 

Библиография

1 Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР: 1954—1956 гг. Т. 5. М., 1959. С. 462—465.

2 Закон. 2001. № 11. С. 117—118.

3 Ведомости ВС СССР. 1985. № 21. Ст. 369.

4 Ведомости ВС РСФСР. 1985. № 21. Ст. 738.

5 Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6 Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7 Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8 СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 2). Ст. 5233.

9 Российская газета. 2003. 24 июля.

10 Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

 

11 Российская газета. 2008. 2 июля.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В.Л. МИРОНОВ, соискатель кафедры административного права Московского университета МВД России Рассматривается юридическая природа двух самостоятельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Исследуются вопросы правового закрепления этих мер, различий в порядке, месте, процедурах, субъектах их применения. Сформулированы предложения по корректировке дей…
Добавлено: 09.11.2015