DOI 10.25799/NI.2020.30.58.015
УДК 342:347.822.4:004
Государственно-правовые отношения
Здесь представлены только метаданные статьи.
Р.Е. Петрова,
кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданско-правовое обеспечение национальной безопасности» ФГБОУ ВО «МИРЭА — Российский технологический университет» Россия, Москва petrova_r_e@mail.ru
В.В. Ревина,
кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданско-правовое обеспечение национальной безопасности» ФГБОУ ВО «МИРЭА — Российский технологический университет» Россия, Москва leramipp@mail.ru
Анализируется современное состояние уровня защищенности авиатранспортной отрасли в условиях возросшего интереса к наращиванию информационного технологического потенциала государств. Исследуются рекомендации Международной организации гражданской авиации, посвященные оценке безопасности полетов и гарантиям качества программного обеспечения на борту самолета и в аэропортах. Решение проблемы защиты от кибератак осложняется тем, что авиаотрасль вынуждена лавировать между необходимостью обеспечить качественный уровень безопасности полетов и желанием пассажиров совершать полет в комфортных условиях с использованием гаджетов и доступом к развлекательным интернет-ресурсам. Воздушные суда оснащаются все более сложным технологическим оборудованием, все больше зависят от компьютеризированных систем, взлом которых не составляет большого труда для злоумышленников, специализирующихся на такого рода кибератаках. Анализируются мнения авиаспециалистов о наличии таких уязвимостей в единой информационной сети самолета и возможных способах решения, в том числе в правовом поле. Исследуется соответствие национального законодательства в области обеспечения безопасности полетов в условиях киберугроз и его соответствие международным требованиям и рекомендациям.
Ключевые слова: цифровые технологии, кибератаки, авиационный транспорт, борт самолета, аэропорт, национальная безопасность, пассажир, необходимость, устройства, уязвимость, рекомендации, эксперты, злоумышленники, террористические организации, хакер, риски, расходы.
[1] Материалы научного форума «Право. Безопасность. Цифровая среда», проведенного кафедрой «Гражданско-правовое обеспечение национальной безопасности» Института комплексной безопасности и специального приборостроения МИРЭА — Российский технологический университет (27.01.2020—25.02.2020).
Flight Safety Management in the Context of Cyber Threats Air Transport: Legal Assessment
R.E. Petrovа,
Cand. in Law, Assoc. Prof. of Dept. of Civil and Legal Support of National Security at MIREA — Russian Technological University of Higher Education Russia, Moscow petrova_r_e@mail.ru
V.V. Revina,
Cand. in Law, Assoc. Prof. of Dept. of Civil and Legal Support of National Security at MIREA — Russian Technological University of Higher Education Russia, Moscow leramipp@mail.ru
The article analyzes the current state of the security level of the air transport industry in the context of increased interest in building up the information technology potential of States. The recommendations of the International civil aviation organization on flight safety assessment and quality assurance of software on Board the aircraft and at airports are examined. The solution to the problem of protection from cyber attacks is complicated by the fact that the aviation industry is forced to "maneuver" between the need to ensure a high-quality level of flight safety and the desire of passengers to fly in comfortable conditions using gadgets and access to Internet entertainment resources. Aircraft are equipped with more and more complex technological equipment, and they are increasingly dependent on computerized systems, which are not difficult to hack for hackers who specialize in this kind of cyber attacks. We analyze the opinions of aviation specialists about the presence of such vulnerabilities in the unified information network of the aircraft and possible solutions, including in the legal field. The article examines the compliance of national legislation in the field of flight safety in the context of cyber threats and its compliance with international requirements and recommendations.
Keywords: digital technologies, cyber attacks, aviation transport, aircraft, airport, national security, passenger, necessity, devices, vulnerability, recommendations, experts, attackers, terrorist organizations, hacker, risks, expenses.
Materials of the scientific forum “Law. Safety. Digital Environment ”held by the Department of Civil Law Support of National Security of the Institute for Integrated Security and Special Instrument Engineering MIREA - Russian Technological University (01.27.2020—02.25.2020).