Е.В. РЫЖОВА,
судья Двадцатого арбитражного апелляционного суда, аспирант Российской академии государственной службы при Президенте РФ
Статья посвящена специфике упрощенного производства в арбитражном процессе. Автор полагает, что его внедрение и активная реализация позволят своевременно реагировать на меняющиеся условия экономической жизни и защитить права и законные интересы сторон процесса.
Ключевые слова: арбитражный процесс, упрощенное производство.
The article is devoted to the specifics of the Summary of the proceedings. The author believes that its introduction and active implementation will react to the changing conditions of economic life and to protect the rights and legitimate interests the parties.
Keywords: arbitration process, a simplified production.
В настоящее время активно обсуждаются вопросы, связанные с поиском путей оптимизации судебного процесса, в том числе ускорения рассмотрения споров в арбитражных судах[1].
Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2006 № 583, содержит положения о реформировании судопроизводства в арбитражных судах и судах общей юрисдикции и указывает на необходимость установления категорий дел, которые могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства.
Председателем Высшего арбитражного суда РФ А.А. Ивановым неоднократно высказывалось мнение о том, что в свете увеличения нагрузки на арбитражную систему и рост экономических споров были озвучены цели, меры и важнейшие направления развития современного арбитражного законодательства и усовершенствования процедуры рассмотрения споров арбитражными судами, а именно: оптимизация работы, снижение количества дел, доходящих до судов, расширение сферы применения упрощенного производства по отдельным категориям дел, внедрение в судебный процесс новых технологий, проведение реформы инстанционности, усовершенствование механизма взыскания штрафов за неуплату налогов и сборов, создание стимулов для внесудебного разрешения споров, в том числе и активное использование упрощенного производства[2].
Внедрение в судебный процесс упрощенного производства не случайно, поскольку его возрождение в российском гражданском законодательстве началось в 1985 году, когда был введен порядок вынесения судьей единолично постановления о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей. Более обстоятельно оно было регламентировано в качестве приказного производства в 1995 году и окончательно закреплено в Гражданском процессуальном кодексе РФ 2002 года.
Уже тогда общий рост количества судебных споров показал, что применять упрощенное производство необходимо, а активное использование на практике судебного приказа свидетельствовало о востребованности закрепленной процедуры.
С вступлением Арбитражного процессуального кодекса РФ 2002 года появилась еще одна упрощенная процедура, ранее не известная российскому законодательству, — рассмотрение дел в порядке упрощенного производства.
Действующая в настоящее время глава 29 АПК РФ позволяет рассмотреть дело в порядке упрощенного производства в случае, если требования истца носят бесспорный характер, признаются ответчиком или иск заявлен на незначительную сумму.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства по ходатайству истца при отсутствии возражений ответчика или по предложению арбитражного суда при согласии сторон. Статьей 227 АПК РФ установлено, что в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены дела:
1) об имущественных требованиях, основанных на документах, подтверждающих задолженность по оплате за потребленные электрическую энергию, газ, воду, за отопление, услуги связи, по арендной плате и другим расходам, связанным с эксплуатацией помещений, используемых в целях осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих имущественные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не выполняются;
3) по искам к юридическим лицам на сумму до двадцати тысяч рублей, по искам к индивидуальным предпринимателям на сумму до двух тысяч рублей;
4) по другим требованиям при наличии условий, предусмотренных статьей 226 данного Кодекса.
Выгоды от активного внедрения упрощенного производства очевидны, однако анализ статистики работы арбитражной системы в 2009 году показывает, что в судах по-прежнему часто не осознают этого. В соответствии с нормами АПК РФ в порядке упрощенного производства рассмотрено всего 27 273 дела, т. е. чуть меньше 2% от общего количества рассмотренных дел, причем этот показатель постоянно снижается: если в 2005 году арбитражными судами в порядке упрощенного производства рассматривалось около 13%дел, то за 5 лет доля таких дел уменьшилась практически в 7 раз[3].
В связи с этим необходимо обратить внимание и на то, что имеются обоснованные выводы ученых и практиков о реальной невозможности рассмотрения любых арбитражных дел с применением упрощенной процедуры[4].
В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 20.01.2005 № 89 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в порядке упрощенного производства»[5](далее — Письмо Президиума ВАС РФ) разъяснено, что в порядке упрощенного производства арбитражными судами могут рассматриваться дела об имущественных требованиях, возникающие как из гражданских, так и из административных и иных публичных правоотношений.
Изучение Высшим арбитражным судом РФ сложившейся к настоящему моменту ситуации в судебной системе и предопределил ряд изменений, необходимых арбитражному процессуальному законодательству, которые должны обеспечить активное использование упрощенного производства для разрешения незначительных споров, а само упрощенное производство будет представлять собой процесс обмена состязательными документами.
Среди правоведов-исследователей упрощенного производства также имеются сформированные позиции по поводу его содержания и необходимости.
По мнению Ю.Ю. Грибанова, упрощенное производство — специфическая форма рассмотрения и разрешения спора о праве, соотносимая с исковым видом судопроизводства, система гражданских (арбитражных) процессуальных правоотношений, в основу комплексного характера которых положены совокупность предпосылок как материального, так и процессуального характера. Это специальный способ оптимизации гражданского (приказного производства — глава 11 ГПК РФ) и административного процесса (упрощенного производства — глава 29 АПК РФ), разумно сочетающий публичные и частные интересы, что предполагает ограничение тех или иных норм и принципов общего искового процесса при условии видоизменения (повышения уровня) гарантий прав субъектов процесса и создания процессуального механизма разрешения дел, обеспечивающего надлежащую проверку правомерности и обоснованности заявленных требований[6].
При определении сущности упрощенного производства Н.В. Сивак предложены следующие его характерные признаки:
—упрощенные методы начала судебного разбирательства;
—упрощенные методы ведения заседания и формы вынесения постановления;
—проведение судебного разбирательства без заседаний, или проведение только одного заседания, или в зависимости от обстоятельств, проведение предварительного подготовительного заседания;
—использование исключительно письменного судопроизводства;
—запрет или ограничение некоторых возражений и объяснений, запрет на использование определенных средств доказывания;
—более гибкие, чем в общем случае, правила дачи показаний;
—активное участие суда в ведении дела, вызове свидетелей и заслушивании показаний;
—специфика порядка обжалования;
— факультативность;
—возможность делегировать полномочия судьи по рассмотрению дела иному лицу, например помощнику судьи[7].
На наш взгляд, под упрощенным производством следует понимать одну из форм арбитражного процесса, соотносимую с исковым производством и представляющую собой совокупность методов судебного разбирательства, позволяющих судье без вызова сторон и с их согласия по представленным документам разрешать спор.
Высшим арбитражным судом РФ предложен для обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»[8], содержащий в том числе и некоторые изменения уже существующих общих требований к упрощенному производству в арбитражном процессе. Согласно проекту федерального закона глава 29 АПК РФ («Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства») изложена в новой редакции. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 226 АПК РФ, в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела:
1) по искам на сумму, не превышающую сто тысяч рублей;
2) о привлечении к административной ответственности, если санкция в виде административного штрафа за административное правонарушение не превышает сто тысяч рублей, а также об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за административное правонарушение применимо административное наказание в виде административного штрафа на сумму, не превышающую сто тысяч рублей;
3) по заявлениям о взыскании обязательных платежей и санкций, размер которых не превышает сто тысяч рублей;
4) по заявлениям об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, которые направлены на защиту прав или охраняемых законом интересов заявителя, оцениваемых в денежном выражении, не превышающем сто тысяч рублей. Если заявлено несколько требований, одно из которых носит имущественный характер и относится к требованиям, указанным в ч. 1 ст. 226 АПК РФ, а другие требования носят неимущественный характер, дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В порядке упрощенного производства по предложению арбитражного суда или стороны при отсутствии возражений другой стороны независимо от суммы иска также могут быть рассмотрены дела об имущественных требованиях, основанных на документах, подтверждающих задолженность по оплате за потребленные электрическую энергию, газ, воду, за отопление, услуги связи, по арендной плате и другим расходам, связанным с эксплуатацией помещений, используемых в целях осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, и по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих имущественные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не выполняются.
Дела упрощенного производства рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 29. В соответствии с новой редакцией ч. 4 ст. 228 АПК РФ исковое заявление (заявление), информация о ходе рассмотрения дела, в том числе о принятии искового заявления (заявления) и возбуждении производства по делу, размещается арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
В определении о принятии искового заявления (заявления) к производству арбитражный суд указывает не только на рассмотрение дела в упрощенном производстве, но и устанавливает срок для представления ответчиком (заинтересованным лицом) отзыва на исковое заявление, который не должен превышать пятнадцати дней с момента получения сторонами определения о принятии искового заявления (заявления) и возбуждении производства по делу. Копии определения направляются по электронной почте или иным способом лицам, участвующим в деле.
Некоторые практики, как отмечает Е.П. Кочаненко в своей работе, высказывают сомнения в обоснованности сокращенных сроков, предусмотренных главой 29 АПК РФ, полагая, что 15 дней, предоставленных сторонам законом для выражения своего отношения к рассмотрению в упрощенном производстве, направления отзыва на заявленные требования к нему и рассмотрения дела судьей, недостаточно. Мотивы сводятся к недостаткам в работе средств связи, медлительности судейского персонала при организации рассмотрения дела[9].
Проектом федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», предложенным Высшим арбитражным судом РФ, предусмотрено право ответчика на подачу вместо отзыва на исковое заявление встречного иска.
В случае, если о вступлении в дело заявляет третье лицо с самостоятельными требованиями относительно предмета спора либо суд придет к выводу о необходимости провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, экспертизу или заслушать свидетельские показания, суд выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам искового производства либо производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
В определении указываются действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения.
Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства проводится без вызова сторон. Судом исследуются изложенные в письменной форме доводы, возражения и объяснения лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства.
Проектом федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» суду предоставлена не только правовая, но и техническая возможность полно и всесторонне исследовать доводы и объяснения сторон, защитить их права и законные интересы рассмотрением спора в рамках судебного процесса, поскольку в силу частей 4 и 6 ст. 228 АПК РФ, изложенных в новой редакции, исковое заявление (заявление), информация о ходе рассмотрения дела, в том числе о принятии искового заявления (заявления) и возбуждении производства по делу, размещается арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
При этом лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления (заявления) и возбуждении производства по делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о ходе рассмотрения дела с использованием любых источников такой информации и средств связи. Стороны несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о ходе рассмотрения дела, если суд располагает доказательствами надлежащего извещения указанных лиц о начавшемся процессе.
Отзыв на исковое заявление (заявление) может быть предоставлен путем заполнения типовой формы, в том числе формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
После получения отзыва на исковое заявление (заявление) истец (заявитель), если он не согласен с существом изложенных в отзыве возражений, в течение пятнадцати дней направляет в арбитражный суд и ответчику (заинтересованному лицу) опровержение с изложением своих возражений. Опровержение размещается на официальном сайте соответствующего арбитражного суда в сети Интернет в течение пяти дней с момента его получения арбитражным судом (предложенная редакция ч. 7 ст. 228 АПК РФ).
После получения опровержения ответчик (заинтересованное лицо), если он не согласен с существом изложенных в опровержении возражений, в течение пятнадцати дней направляет в арбитражный суд и истцу (заявителю) дополнительный отзыв с изложением своих возражений, который размещается на официальном сайте соответствующего арбитражного суда в сети Интернет в течение пяти дней с момента его получения арбитражным судом (предложенная редакция ч. 8 ст. 228 АПК РФ).
Кроме того, ч. 9 ст. 228 АПК РФ, предложенная проектом федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», предусматривает, что в случае непредставления сторонами, а также заинтересованными лицами доказательств по делу арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.
В соответствии с предложенной редакцией ч. 3 ст. 228 АПК РФ при рассмотрении дел в порядке упрощенного производства протокол судебного заседания не ведется.
Решение, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принимается по общим правилам, установленным главой 20 АПК РФ.
По юридической значимости, форме, порядку вступления в законную силу и обжалованию оно идентично решению, принимаемому в результате рассмотрения дела по общим правилам. Данное решение, если оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, а также постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным АПК РФ.
В.М. Шерстюк считает, что ч. 4 с. 229 АПК РФ ограничила права лиц, участвующих в деле, на кассационное обжалование решений по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства[10].
В Письме Президиума ВАС РФ, разъясняя применение положения ч. 4 ст. 229 АПК РФ, указывается, что решение по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции и пересмотрено на общих основаниях также в суде кассационной инстанции, в надзорном порядке или по вновь открывшимся обстоятельствам.
В.М. Шерстюк отмечает, что такое расширительное толкование правила, закрепленного в ч. 4 ст. 229 АПК РФ, в определенной мере выхолащивает сущность упрощенного порядка рассмотрения споров и не соответствует направлениям развития арбитражного процессуального законодательства, определенным в Программе. Он полагает, что разгрузить суды кассационной инстанции можно и путем установления в законе запрета на кассационное обжалование судебных актов по определенным категориям дел, в частности судебных актов, вынесенных по категориям дел, которые могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства[11].
Существует мнение, что в связи тем, что решение, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по своей юридической значимости, форме, порядку вступления в законную силу и обжалованию идентично решению, выносимому в результате рассмотрения дела по общим правилам, дела упрощенного производства не могут быть выделены в отдельную категорию дел, рассматриваемую в ходе самостоятельного вида судопроизводства. В данном случае следует говорить о наличии в структуре АПК РФ отдельной группы правовых норм, регулирующих особенности рассмотрения различных по своей материально-правовой природе дел в рамках искового производства[12].
С этой позицией трудно согласиться, поскольку специфичность рассмотрения дел в порядке упрощенного производства отражает как перечень дел, подлежащих рассмотрению в рамках упрощенного процесса, так и его особый порядок, являющийся одним из этапов становления электронного судопроизводства и усовершенствования процедуры разрешения споров. Обособленность правового института упрощенного производства, а также его внедрение и активная реализация позволят своевременно реагировать на меняющиеся условия современной экономической жизни и защитить права и законные интересы сторон, ищущих компромисса при разрешении правового спора, сократив период его существования.
По утверждению В.М. Шерстюка, практика применения института упрощенного производства в гражданском процессе показала его достоинства и преимущества в современных условиях:
—адекватность судебной процедуры характеру материально-правовых требований, подлежащих защите;
—оперативность в разрешении бесспорных дел;
—сокращение материальных затрат на судопроизводство при сохранении гарантий защиты прав организаций и граждан[13].
При этом он отмечал, что необходимость введения данного института в арбитражный процесс стала очевидной.
Таким образом, четкое определение места правовых норм, регулирующих порядок применения упрощенного производства в общем массиве арбитражного процессуального законодательства в настоящее время стало реальной правовой необходимостью.
И поскольку Высшим арбитражным судом РФ заявлено об активном внедрении упрощенного производства при разрешении споров[14], усовершенствование его процедуры должно стать первостепенной задачей не только законодателя, но и юристов-практиков на местах.
Библиография
1 См., например: Иванов А.А. О путях повышения эффективности правосудия // Журнал российского права. 2005. № 12; Клеандров М.И. Как устроить арбитражное судопроизводство // Российская юстиция. 2000. № 7; Решетникова И.В. Перспективы развития гражданского процессуального законодательства // Журнал российского права. 2004. № 11 (95); Она же. К вопросу об ускорении процедуры отправления правосудия в арбитражных судах // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2004. № 6 (139); Кочаненко Е.П. Институт упрощенного и сокращенного судопроизводства в зарубежных странах и возможные пути оптимизации упрощенного порядка рассмотрения дел в российском арбитражном процессе // Юридический аналитический журнал. 2007. № 1-2 (19-20).
2 См.: VII Всероссийский съезд судей Российской Федерации 03.12.2008 (http://www.arbitr.ru/), выступление в Совете Федерации 21.09.2009 (http://council.gov.ru/), совещание председателей арбитражных судов Российской Федерации в городе Самаре 23-24.04.2010 (http://www.pravo.ru/review/view/28852/).
3 См.: совещание председателей арбитражных судов Российской Федерации в городе Самаре 23-24.04.2010 (http://www.pravo.ru/review/view/28852/
4 См.: Женетль С., Чугунова Н. Некоторые проблемы упрощенного производства // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. № 12. С. 10; Решетникова И.В. К вопросу об ускорении процедуры отправления правосудия в арбитражных судах // Вестник ВАС РФ. 2004. № 6. С. 99.
5 Вестник ВАС РФ.2005. № 3.
6 Грибанов Ю.Ю. Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства в гражданском и арбитражном процессе: Дис ... . канд. юрид. наук. —Кемерово, 2007.
7 Сивак Н.В. Упрощенное производство в арбитражном процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. —Москва, 2009.
8 Письмо ВАС РФ от 03.08.2009 № С04У3-1523 // СПС «КонсультантПлюс».
9 Кочаненко Е.П. Проблема выделения в отдельную категорию дел, разрешаемых в порядке упрощенного производства // Законодательство и экономика. 2008. № 4.
10 Шерстюк В.В. Совершенствование арбитражного процессуального и гражданского процессуального законодательства: АПК РФ и Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы». // Законодательство. 2007. № 3.
11 Шерстюк В.В. Указ. ст.
12 Кочаненко Е.П. Указ. ст.
13 Шерстюк В.М. Новые положения проекта третьего Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. М., 2001. С. 161.
14 См.: VII Всероссийский съезд судей Российской Федерации 03.12.2008 (http://www.arbitr.ru/), выступление в Совете Федерации 21.09.2009 (http://council.gov.ru/), совещание председателей арбитражных судов Российской Федерации в городе Самаре 23-24.04.2010 (http://www.pravo.ru/review/view/28852/).