Статья

Условия договора возмездного оказания образовательных услуг высшего учебного заведения, ущемляющие права потребителя

Исследуются условия договора, ущемляющие права потребителя при оказании вузом возмездных образовательных услуг. Даются рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в данном направлении.

 

УДК 347.4:378.1

Страницы в журнале: 73-77

 

М.В. Мотехина,

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин Тульского филиала Российской правовой академии Министерства юстиции РФ Россия, Тула motekhina@mail.ru

Исследуются условия договора, ущемляющие права потребителя при оказании вузом возмездных образовательных услуг. Даются рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в данном направлении.

Ключевые слова: договор на оказание возмездных образовательных услуг, свобода договора, добросовестность, несправедливые условия договора, недействительные условия договора, высшее профессиональное образование, потребитель.

 

Процессы модернизации и глобализации, происходившие в начале ХХI века, оказали большое влияние на развитие рынка гражданско-правовых услуг возмездного характера в современной России. В нашей стране активными темпами проводится реформа высшего образования, что является ответом на вызов времени, которое диктует новые требования к качеству и доступности образовательных услуг, причем не только за счет бюджетного финансирования, но и — чаще всего — за счет средств самих потребителей образовательных услуг.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ) и главе 39 Гражданского кодекса РФ «Возмездное оказание услуг» образовательные услуги оказываются вузом на основании возмездного договора. Правоотношения по возмездному договору между вузом и потребителем регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

В настоящее время общепризнано, что именно знания и умения граждан в конкретной профессиональной области играют определяющую роль в экономическом потенциале любой страны. Государству необходимы люди, обладающие способностями самостоятельного поиска информации, принятия нестандартных, но обдуманных решений, готовые к непрерывному образованию в своей профессиональной сфере.

В ряде международных актов, например, во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Конвенции о правах ребенка 1989 года, Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, право на образование выступает в качестве одного из фундаментальных и естественных базовых прав каждого человека.

Согласно ст. 7 Конституции РФ наше государство провозглашено социальным. Следовательно, частью социальной политики России является политика в области образования, обусловленная функциями, структурой и особенностями государства. Основные принципы государственной политики в области образования сформулированы в ст. 43 Основного закона, где указано, что право на образование — это основной вектор в политическом, экономическом, социальном и духовном развитии российского общества. Государственная политика России в области образования имеет своей основой конституционные гарантии личных, социальных и экономических прав граждан, в том числе и граждан — потребителей образовательных услуг.

Сегодня главная цель образования заключается не только в передаче и воспроизведении знаний, умений и навыков — в большей мере оно ориентировано на удовлетворение спроса как будущего работника, так и работодателя, формирование готовности к будущей профессиональной деятельности, а также готовности к самообразованию, повышению квалификации и переобучению.

Современные требования к образованию, особенно к высшему, стали ответом на вызов, продиктованный событиями прошлого века. В конце ХХ века произошло значительное сокращение государственного финансирования многих социальных институтов, не стало исключением и высшее образование. Это заставило многие высшие учебные заведения освоить рыночные способы функционирования, такие как создание коммерческих подразделений, организация процесса оказания возмездных образовательных услуг на договорных началах. Приходится констатировать, что именно рыночный подход к высшему образованию в России стимулировал появление «предпринимательских» вузов, для которых стала характерна ориентация на коммерческий результат, получение высокой прибыли от платы за обучение, а также от осуществления проектов, финансируемых бизнес-структурами. Следствиями таких процессов часто становится фрагментация получаемых знаний, ограничение их объема узкоспециальными рамками, сокращение доли фундаментальных дисциплин в учебных планах, не полностью сформированные профессиональные знания, умения, компетенции, необходимые для выполнения основных функций работника.

В ряде новейших исследований указаны некоторые негативные последствия современного рынка возмездных образовательных услуг, оказываемых вузом потребителям на основании договора:

— происходит рост коммерциализации высшего образования;

— не всем доступны возмездные образовательные услуги;

— происходит снижение качества образовательных услуг, оказываемых государственным вузом, из-за конкуренции с частными вузами, которые с целью привлечения высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава предлагают наиболее выгодные условия трудового договора;

— появляется необходимость защиты прав потребителей в договорных отношениях с вузом, который, являясь более «сильной» стороной, включает в договор ряд условий, которые можно назвать ущемляющими права потребителей.

В настоящее время достаточно большое количество договоров, среди которых и договор на возмездное оказание образовательных услуг между вузом и потребителем, заключается путем присоединения к условиям, заранее сформулированным одной из сторон. Договор присоединения — договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК РФ).

На практике чаще всего вуз в тексте договора возмездного оказания образовательных услуг заранее фиксирует его условия, которые являются наиболее выгодными для самого образовательного учреждения. Таким образом, будущие потребители возмездных образовательных услуг вынуждены, не вступая даже в преддоговорные отношения, лишаясь возможности внести свои предложения в стандартный вузовский договор, соглашаться с имеющимися в его тексте условиями. Являясь слабо защищенной стороной в договоре возмездного оказания образовательных услуг, большая часть потребителей, подписывая такой договор, не обладает конкретными знаниями в области гражданского права, не задумывается о юридической составляющей и тем более о последствиях заключения такого договора.

Вопрос о защите прав потребителей от несправедливых условий возмездных договоров на оказание вузом образовательных услуг, заключенных путем присоединения, в нашей стране начал подниматься лишь несколько лет назад. Освещая эту проблему, целесообразно обратиться к опыту некоторых зарубежных государств. Так, еще в 1993 году ЕС была принята директива № 93/13 от 05.04.1993 «О несправедливых условиях в потребительских договорах» (далее — Директива № 93/13). Директива № 93/13 впервые легализовала сам термин «несправедливое условие», под которым понимается условие, вносящее значительный дисбаланс в права и обязанности сторон по договору в ущерб потребителю (п. 1. ст. 3) [4].

В приложении к Директиве № 93/13 приведен примерный перечень несправедливых условий договора, с некоторыми оговорками-исключениями для отдельных видов сделок (банковских, страховых).

Именно нормы Директивы № 93/13 в дальнейшем стали базой для совершенствования национального законодательства многих государств.

Согласно Директиве № 93/13 договорное условие, которое не является согласованным в индивидуальном порядке, признается несправедливым, если вопреки требованиям доброй совести оно приводит к значительному дисбалансу в вытекающих из договора правах и обязанностях в ущерб потребителю.

Национальный законодатель, защищая интересы потребителей, признает их в качестве экономически более слабозащищенной и зависимой стороной в договорных отношениях с юридическими лицами. Так, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными (п. 1 ст. 16. Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; далее — Закон № 2300-1).

В настоящее время уже традиционным стало выделение нескольких признаков несправедливых условий договора с участием потребителей. Например, А.Д. Корецкий считает, что недобросовестные условия характеризуются тем, что объективно противоречат интересам одной из сторон и не компенсируются предоставлением этой стороне дополнительных благ [1, с. 69—73]. Ю.Б. Фогельсон обращает внимание на следующие аспекты несправедливых (недобросовестных) условий: они создают существенный дисбаланс прав и обязанностей сторон; включены в договор в результате недобросовестного поведения стороны, разработавшей стандартные условия [3, с. 45]. В целом, как отмечает А.И. Савельев, четких критериев несправедливости условий договора присоединения быть не может. Исследователь предлагает учитывать при оценке условий следующие параметры: степень отклонения условий договора от диспозитивных норм закона; возможность достижения целей законодательного регулирования (в том числе обычной цели соответствующего договора); соотношение преддоговорных возможностей (информированность каждой из сторон о предмете договора и пр.) [2, с. 65].

Кроме вышеуказанных признаков несправедливых условий договора, можно выделить и такие признаки, как отклонение от одного из принципов ГК РФ — свободы договора (статьи 1, 420—422 ГК РФ), противоречие условий договора требованиям доброй совести, невозможность достижения обычной цели договора, невыгодность условий договора для присоединившейся стороны, причинение вреда присоединившейся стороне в результате исполнения договора и др.

Несмотря на то что в России некоторые ученые работали над проблемами несправедливых условий договора, ущемляющих права граждан-потребителей, однако на законодательном уровне данный вопрос до сих пор окончательно не получил должной регламентации. В России защищать свои права граждане-потребители могут основываясь на нормах ГК РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ, а также Закона № 2300-1 и др.

Согласно ч. 2 ст. 428 ГК РФ присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие, явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.

Если условия, ущемляющие права потребителя, будут включены в договор, то у потребителя имеется право на предъявление иска о признании договора или его части недействительными либо об изменении или расторжении такого договора.

Проведенный анализ некоторых судебных решений дает нам основание утверждать, что практика признания договорных условий несправедливыми уже начала складываться в нашем государстве. Так, в договорах об оказании вузом возмездных образовательных услуг получили распространение следующие виды таких условий: о праве образовательного учреждения расторгать договор в случаях неоплаты или просрочки оплаты образовательных услуг; об ограничении права потребителя на отказ от исполнения договора в любое время и без обоснования причин; о том, что при досрочном расторжении договора по инициативе обучающегося плата за текущий учебный год (внесенная в качестве задатка) не подлежит возврату; о внесении дополнительной платы за пересдачу зачетов и экзаменов; о дополнительной оплате за итоговую государственную аттестацию и защиту диплома; об установлении исключительной подсудности споров по месту нахождения образовательного учреждения и т. д. Такие договорные условия, признанные судом несправедливыми, в одностороннем порядке включены в договор возмездного оказания образовательных услуг лишь по инициативе вуза, сформулированы без учета положений устава вуза, а также предусмотренных законом прав и обязанностей вуза и студента. Следовательно, такие условия договора «выходят» за рамки договорных правоотношений образовательного процесса, ущемляя законные права потребителя возмездных образовательных услуг.

Реализация в договорных отношениях принципа добросовестности указывает на объективную целесообразность оценки поведения участников гражданского оборота с позиции добросовестности или недобросовестности, но такая оценка может быть дана лишь судом. Суд, рассматривая спор о защите интересов потребителя от несправедливых условий договора, оценивает спорные условия только лишь в совокупности всех условий договора, а также  учитывая все обстоятельства дела. Добросовестное осуществление права на защиту реализуется для достижения конкретной цели, т. е. есть защиты нарушенного субъективного гражданского права. В свою очередь обозначенное обстоятельство и будет определять выбор соответствующего способа защиты, направленного на восстановление нарушенного права. Одним из способов защиты субъективных гражданских прав при их непризнании является конвалидация — придание ничтожной сделке юридической силы с момента ее совершения (ex tunc). К основным условиям конвалидации можно отнести слабую защищенность, выражающуюся в юридической неосведомленности стороны в договоре, требующей конвалидации; добросовестность другой стороны договора, когда она не знала или не могла знать об имеющихся в договоре возмездного оказания образовательных услуг существенных, основных и дополнительных условиях. При установлении недобросовестности одной из сторон договор не конвалидируется, даже если выгоду приобрела незащищенная, слабая сторона. Поэтому к такому договору возможно применить последствия недействительности, а на недобросовестную сторону возложить обязанность возместить убытки другой стороне, возникшие при исполнении данного договора, но только лишь при наличии заявленного требования.

Имеющиеся в настоящее время способы защиты субъективных гражданских прав при их нарушении в зависимости от использования или же неиспользования денежной компенсации можно подразделить на восстановительно-некомпенсационные и восстановительно-компенсационные. Так, к восстановительно-некомпенсационным способам относятся присуждение к исполнению обязательства в натуре; восстановление положения сторон договора, существовавшего до нарушения права; устранение недостатков возмездной образовательной услуги и др. Восстановительно-компенсационные способы предполагают взыскание неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, возмещение убытков; компенсацию морального вреда и др. Сегодня российские суды, давая оценку недействительным, несправедливым условиям договора, преимущественно руководствуются точкой зрения о возможных правовых последствиях таковых условий для потребителя.

Теоретические, научно-обоснованные концепции защиты субъективных гражданских прав участников договорных отношений с учетом их добросовестности дают возможность обеспечить их эффективную защиту и создают условия для укрепления принципов свободы договора, добросовестности в договорных отношениях, возникающих между вузом и потребителем возмездных образовательных услуг.

В связи с изложенным следует отметить, что на сегодняшний день имеется достаточно обширная правоприменительная практика, указывающая на необходимость изменения подходов к оценке условий договора возмездного оказания образовательных услуг, оказываемых вузом потребителю. Национальному законодателю необходимо совершенствовать нормы гражданского, процессуального законодательства, для того чтобы в полной мере реализовывать принципы свободы договора, добросовестности участников таких правоотношений. Добросовестность должна учитываться субъектами при приобретении, осуществлении и защите прав, а также при исполнении надлежащим образом своих обязанностей. Это общая установка законодателя для формирования поведения субъектов права. Назрела необходимость введения в законодательство понятия «несправедливые условия договора возмездного оказания образовательных услуг» с закреплением их признаков в ГК РФ, Законе № 273-ФЗ, а также мер ответственности вуза за включение в договоры присоединения условий, ущемляющих права потребителей возмездных образовательных услуг.

Очевидно, что необходимость разработки конструкции договора возмездного оказания вузом образовательных услуг в настоящее время приобретает не только общетеоретическое, но и прикладное значение.

 

Список литературы

 

1. Корецкий А.Д. Понятие, признаки и классификация несправедливых условий договора // Юристъ-Правоведъ. 2005. № 3.

2. Савельев А.И. Договор присоединения в российском гражданском праве // Вестник гражданского права. 2010. № 5.

3. Фогельсон Ю.Б. Несправедливые (недобросовестные) условия договора // Хозяйство и право. 2010. № 10.

4. On Unfair Terms in Consumers Contracts: Council Directive № 93/13/EEC of 5 April 1993 // Official Journal of the European Union. 21.04.1993. L. 95.

 

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье рассматриваются ключевые условия, при которых наступает гражданско-правовая ответственность медицинских организаций при причинении вреда здоровью вследствие применения лекарственных препаратов
Добавлено: 03.11.2024
Статья посвящена вопросу законодательных изменений в регламентирование исполнения обязанности по уплате налогов под влиянием цифровизации налоговых правоотношений.
Добавлено: 03.11.2024
Статья посвящена анализу перспектив правового регулирования и внедрения нового квазикредитного механизма — сервисов рассрочки (BNPL). В работе рассматриваются ключевые риски и проблемы, вызванные распространением механизмов рассрочки как формы оплаты товаров и услуг в сфере электронной торговли, а также исследуются подходы к регулированию данной отрасли
Добавлено: 26.05.2024
Целью исследования является изучение проявления на практике принципа свободы договора как доминирующего при выборе его условий на этапе заключения договорных отношений.
Добавлено: 02.07.2023
В статье рассматриваются проблемы заключения и исполнения договоров в электронной цифровой среде. Дается анализ правового положения сервисов (агрегаторов), выступающих в качестве посредника между покупателем и продавцом.
Добавлено: 12.05.2023