УДК 341.217
Страницы в журнале: 142-149
Ю.В. ШУМИЛОВ,
аспирант Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России
Анализируя основные положения Устава МВФ, автор указывает его пробелы и недостатки, проявившиеся в период мирового финансово-экономического кризиса. В этой связи реформирование механизма деятельности МВФ крайне необходимо.
Ключевые слова: Международный валютный фонд, мировой экономический кризис.
Analyzing the basic provisions of the Charter of the IMF, the author points out its gaps and weaknesses in the period of global financial crisis. In this regard, the reform of the mechanism of the IMF is badly needed.
Keywords: International Monetary Fund, world economic crisis.
Главной институциональной основой современной международной финансовой системы является Международный валютный фонд (МВФ), созданный в 1944 году на Бреттонвудской конференции[1].
Мировой глобальный финансово-экономический кризис 2008—2010 гг. показал, что назрела задача реформирования как МВФ, так и всего сложившегося международного финансового правопорядка. Кризис ускорил процессы трансформации в международно-правовом регулировании мировой денежной системы[2].
Нынешний кризис начался в США как кризис национальный — с невозврата кредитов — и быстро перерос в кризис всей финансово-экономической системы. В результате глобальная кредитная сфера «сжалась», многие системообразующие банки обанкротились, валютные курсы в ведущих странах стали нестабильными, объемы международной торговли сократились, а реальное производство упало. МВФ оказался неспособным предотвратить кризис, противопоставить ему защитные механизмы. Нормы, заложенные в Уставе МВФ, не сработали.
Нормативная сторона международного финансового правопорядка насчитывает тысячи международных договоров — двусторонних и многосторонних, обеспечивающих регулирование всех основных групп международных правоотношений: валютных, платежно-расчетных, кредитных, долговых и т. п. Главным из таких договоров является Устав МВФ или, точнее, Договор о МВФ (далее — Договор)[3]. Проведем анализ основных статей Договора с тем, чтобы выявить наличие в нем пробелов и недостатков[4].
В современной редакции Договор состоит, помимо вводной, из 31 статьи и множества приложений (дополнений). Большинство статей, в свою очередь, делятся на разделы. В основном текст Договора представляет собой целостное и системное воплощение концепции обеспечения стабильности международной финансовой системы путем поддержания равновесия платежных балансов государств-членов.
Во вводной статье провозглашается создание МВФ и двух департаментов в его структуре — департамента общих счетов и департамента специальных прав заимствования. Именно через эти департаменты осуществляются все операции и сделки МВФ. Статьи I—III посвящены целям МВФ, членству в организации, квотам государств-членов в уставном капитале МВФ.
В качестве целей декларируется, что МВФ будет: способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере, служить механизмом для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами; способствовать сбалансированному росту международной торговли; содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции; оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли; за счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам исправлять диспропорции в платежных балансах, уменьшать масштабы этих нарушений.
Очевидно, что в Договоре не ставится цель управления, регулирования или надзора за международной кредитной сферой, в которой деньги обращаются на условиях срочности, возвратности и выплаты процентов. Кредитная сфера непосредственно связана с проблематикой рисков и с накоплением долгов (как на частном, так и на государственном уровне). Эта сфера находится на «пересечении» международных финансовой и инвестиционной систем, является предметом регулирования как международного финансового права, так и международного инвестиционного права, поскольку кредиты — одна из форм движения инвестиционных ресурсов.
Таким образом, уже при создании МВФ Договор обладал определенными недостатками, и сам механизм работы МВФ выглядит несовершенным. Кроме того, платежные балансы отражают внешнеторговую и инвестиционную составляющие государственных бюджетов. Следовательно, Договор в определенном смысле близко «подошел» к интернационализации проблематики государственных бюджетов государств-участников.
Статья III Договора определяет, что квоты государств—участников МВФ устанавливаются в искусственных платежно-расчетных единицах — специальных правах заимствования (special drawing rights — SDR). Весь механизм SDR был внесен в текст Договора последующими поправками 1976—1978 гг.
Государства-участники вносят в рамках своих квот деньги в национальной валюте, в валюте других государств или в ценных бумагах, в частности в векселях. Тем самым обозначается «соседство» мировой денежной системы и мирового рынка ценных бумаг. На этих же принципах осуществляются расчеты не только государств с МВФ, но и между самими государствами—членами МВФ.
Важнейшей считается статья IV Договора, обязывающая государства-участники сотрудничать с МВФ и друг с другом «в обеспечении упорядоченности валютных режимов и в содействии стабильности системы обменных курсов (exchange rates)». Государства не вправе манипулировать обменными (валютными) курсами, или международной валютной системой, что должно содействовать стабильности платежных балансов и не позволит получить несправедливые преимущества в конкуренции с другими государствами—членами МВФ. Таким образом, международно-правовое регулирование распространяется на важнейшие опоры международного экономического (в том числе и финансового) правопорядка[5]. Так, продолжается развитие международно-правового института валютных курсов: сотрудничество государств в обеспечении стабильности валютных курсов провозглашается на уровне принципа международной финансовой системы. Добавились нормы, запрещающие государствам манипулировать валютными курсами и, в чем особая новизна, — международной валютной системой в целом. Подобно тому как мировое сообщество государств борется с нечестной конкуренцией в международной экономической системе с помощью ВТО, данной статьей Договора выражена воля бороться с нечестной конкуренцией посредством механизма МВФ.
Наконец, статья IV фиксирует стремление бороться с несправедливыми преимуществами, что позволяет сделать вывод о правовом обосновании идеологии справедливости в международной финансовой системе. Закрепляется право МВФ осуществлять контроль над международной валютной системой. Каждое государство-участник обязано уведомлять МВФ об изменениях в своем валютном режиме, а МВФ осуществляет надзор за валютной политикой государств и может потребовать от государства-участника провести консультации по вопросу валютных курсов.
Понятно, что реальная практика далека от многих из провозглашаемых принципов, норм и от международно-правовой идеологии в международной финансовой системе. Следует констатировать, что развитые государства, и прежде всего США, особенно активно манипулируют валютными курсами, — это наглядно проявилось и в период глобального финансово-экономического кризиса 2008—2010 гг. Более того, сложившийся международный финансовый правопорядок позволяет США манипулировать всей международной валютной системой в целом. Нет нужды подчеркивать, что подобное манипулирование производится в целях обеспечения односторонних преимуществ, за счет которых предполагается выиграть в конкуренции с государствами-«противниками». При таком поведении государств справедливость остается лозунгом, не обеспеченным юридическими гарантиями.
Следовательно, недостаток контрольно-надзорных механизмов в сфере валютных курсов, пробелы в материально-правовых нормах, касающихся манипулирования валютными курсами, отсутствие процессуальных норм об ответственности государств в случае нарушения запрета на манипулирование валютными курсами, отсутствие гарантий справедливости в распределении преимуществ и в борьбе с несправедливыми преимуществами — все это недостатки, имманентные механизму МВФ.
Статьи V—VII Договора касаются операций, которые осуществляет МВФ, включая переводы валюты и валютных резервов МВФ.
Предусмотрено, что государства поддерживают отношения с МВФ через центральные банки, казначейства или аналогичные органы. Основной вид операций МВФ сводится к предоставлению (продаже) государству-участнику (по его просьбе) определенного количества SDR или валюты другого государства из резервов (общих ресурсов) МВФ в обмен на национальную валюту государства, желающего совершить такую покупку. Речь идет об обмене, или о купле-продаже: SDR или иностранная валюта продается МВФ за национальную валюту государства-покупателя. Источником SDR или иностранной валюты служит счет общих ресурсов — своего рода финансовые резервы мирового сообщества государств, сосредоточенные в руках МВФ...