УДК 341.215
Страницы в журнале: 143-149
А.А. Дорская,
доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой международного права Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена Россия, Санкт-Петербург adorskaya@yandex.ru
Приводится авторское определение международных религиозных организаций, включающее не только традиционные неправительственные организации, имеющие религиозную мотивацию цели участия в международных отношениях, но и межправительственные организации, ставящие перед собой задачу обеспечения религиозной солидарности во всех сферах жизни. Раскрываются причины активизации нормотворческой деятельности международных религиозных организаций. Рассматриваются такие варианты разработки международными религиозными организациями международных документов, как документы неправительственных международных религиозных организаций в рамках экуменического движения, документы религиозного характера межправительственных организаций, документы, принятые на международных конференциях, съездах представителей различных конфессий, международные документы поместных церквей одной конфессии.
Ключевые слова: международные религиозные организации, каноническое право, принципы международного права, межконфессиональные конфликты, «международное религиозное право», экуменизм, права человека.
Вопрос о возрастании роли международных религиозных организаций в XXI веке был поставлен специалистами уже достаточно давно. Например, Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова в своем учебнике по международному праву 2001 года отметили, что «в современных международных отношениях все определеннее проявляет себя религиозный фактор, связанный с непосредственным участием в мировой политике различных религиозных объединений и организаций» [8, с. 409]. Сегодня международные религиозные организации можно назвать активными акторами международных отношений (см.: [1, с. 6]).
Процессы глобализации, интеграции, сильная миграция населения, необходимость предотвращения межконфессиональных конфликтов заставили международные религиозные организации активно включиться в разработку новых документов международного характера. Как отмечает М.С. Павловнин, «существующие на данный момент стратегии реакции на актуальные вызовы современности разнообразны и варьируют от конструктивных, положительно влияющих как на межконфессиональные, так и на международные и внутригосударственные социальные отношения, до весьма деструктивных, ведущих к дестабилизации и кризисам в локальных и региональных масштабах» [10, с. 45].
Религиозность или внерелигиозность являются важными составляющими культуры не только каждого человека, но и общностей, народов. Вместе с тем «культурная принадлежность человека, культурные различия с неизбежностью приобретают в современном обществе политический оттенок, а также имеют выход в зону права. Периодически в истории развития человеческой рефлексии по поводу культурно-групповой идентичности возникали как концепции культурного универсализма, так и культурного релятивизма» [12, с. 43]. Именно поэтому современные религиозные организации не только реагируют на любые международные и внутригосударственные события, но и пытаются выработать нормативные документы. Кроме того, к сожалению, терроризм, который многие исследователи связывают, в том числе, с религиозными процессами, превратился в глобальную проблему человечества. Как справедливо отмечает З.Ш. Матчанова, «невероятно опасными являются процессы, которые демонстрируют, что насилие (в том числе террористическое) является распространившейся формой отстаивания народами своей национальной, этнической, религиозной идентичности» [7, с. 236].
На современном этапе под международными религиозными организациями следует понимать неправительственные организации, основывающиеся в своей деятельности на установках и ценностях религиозного и духовного характера и имеющие религиозную мотивацию цели участия в международных отношениях (Всемирный совет церквей, Всемирная конференция по вопросам религии и мира, Всемирный союз христианской молодежи и другие), а также межправительственные организации, ставящие перед собой задачу обеспечения религиозной солидарности во всех сферах жизни (Организация Исламского Сотрудничества, до 2011 года — Организация Исламская Конференция).
Международные религиозные организации разрабатывают и принимают свои международные соглашения, которые, конечно, не имеют нормативно-правовой природы, но должны учитываться мировым сообществом и государствами при выработке новых международно-правовых стандартов по вопросам свободы совести и религии.
Таким образом, можно сказать, что в ХХ веке наравне с каноническим (церковным) правом появилось своеобразное «международное религиозное право», нормы которого должны реализовываться различными религиозными образованиями.
Основными направлениями участия международных религиозных организаций в разработке международных религиозных документов можно назвать следующие.
Первое направление — это разработка документов неправительственными международными религиозными организациями в рамках экуменического движения.
Примером такого «права» международных неправительственных религиозных организаций может служить «Хартия экуменизма» («Charta Ecunemica»), которая была принята в Страсбурге 22 апреля 2001 года (далее — Хартия).
Разработка этого документа велась несколько лет. Еще в 1989 году на Первой европейской экуменической ассамблее в Базеле, а затем на Второй ассамблее 1997 года в Граце европейским христианским церквам рекомендовалось «выработать общий рабочий документ, в котором описывались бы базовые экуменические права и обязанности». Это должно было помочь руководству и прихожанам церквей выяснить различия между прозелетизмом и христианским свидетельством. Для реализации данной программы создали рабочую группу, в которую вошли представители Европейского совета епископов (Римско-католическая церковь) и Конференции европейских церквей (православные, протестантские церкви, старокатолическая церковь, свободные церкви Европы).
Сейчас Хартию официально одобрили, по крайней мере на декларативном уровне, большинство традиционных для Европы христианских конфессий — Римско-католическая церковь, православные церкви (Русская, Греческая, Румынская, Вселенский патриархат, Армянская апостольская церковь), а также протестантские церкви (лютеранская, реформатская, англиканская, методистская). Как отмечает Е.А. Степанова, «большинство европейских стран уже применяют ее», это первый документ, который принадлежит всем христианским церквам Европы [13, с. 94]. А.В. Радецкая придает данной Хартии еще большее значение: «…документ является своего рода Конституцией экуменизма» [11, c. 16].
Хартия в целом построена в соответствии с теми же принципами, что и международно-правовые документы такого типа. В преамбуле определены причины и цели ее принятия: «…мы не можем удовлетвориться нынешней ситуацией. Вместо этого, осознавая нашу вину и будучи готовыми покаяться, мы должны стремиться к преодолению еще существующих между нами различий, дабы вместе мы могли достоверно провозглашать людям евангельское послание. Вместе слушая Слово Божие в Священном Писании, обязанные исповедовать нашу общую веру и действовать совместно в соответствии с осознанной истиной, будем же нести свидетельство любви и надежды всем людям. Европа — от Атлантического океана до Урала, от Нордкапа до Средиземного моря — сегодня является более плюралистической в культуре, чем когда-либо ранее. С Евангелием мы хотим отстаивать достоинство человеческой личности, сотворенной по образу Божию, и, как церкви, вместе вносить вклад в примирение между людьми и культурами. В этом духе мы принимаем эту хартию в качестве общего обязательства в деле диалога и сотрудничества. В ней описаны основные экуменические обязанности, из которых вытекает ряд руководящих указаний и обязательств. Хартия предназначена для того, чтобы содействовать экуменической культуре диалога и сотрудничеству на всех уровнях церковной жизни, предоставляя для этого согласованные критерии. Однако хартия не имеет ни вероучительного, ни догматического характера и не является юридически обязательной по церковному праву. Ее сила будет исходить из добровольных обязательств европейских церквей и экуменических организаций. На основании данного текста они на местах могут формулировать свои дополнения к нему для решения своих особых проблем и принятия возникающих в связи с ними обязательств» [15].
В соответствии с данной целью в Хартии определены экуменические задачи Европейского совета епископов (Римско-католическая церковь) и Конференции европейских церквей:
1) представление людям единства Отца, Сына и Святого Духа, которое всегда является даром Божиим;
2) совместное, через слово и дело, проповедование Евангелия ради спасения всех;
3) переоценка истории христианских церквей, которая была отмечена не только многими примерами полезного опыта, но также расколами, враждой и даже вооруженными конфликтами;
4) создание и поддержка двусторонних и многосторонних экуменических организаций для сотрудничества на местном, региональном, национальном и международном уровнях;
5) молитва друг о друге и о единстве христиан; евхаристическое общение;
6) стремление к достижению консенсуса в вере;
7) поддержка церквами интеграции европейского континента;
8) служение примирению между людьми и культурами, важной предпосылкой которого является мир между церквами;
9) помощь в создании достойных условий жизни для всего творения, определение критериев для проведения различий между тем, что люди способны сделать с точки зрения науки и технологий, и тем, чего они не должны делать с точки зрения нравственности;
10) молитва о прощении за антиеврейские настроения среди христиан;
11) интенсификация движения навстречу друг другу и улучшение христианско-мусульманского диалога на всех уровнях;
12) рассмотрение критических замечаний в свой адрес и ведение взаимной дискуссии.
Таким образом, данный международный религиозный документ построен не только на канонических нормах, но и на таких общепризнанных принципах международного права, как уважение прав человека и основных свобод, принцип сотрудничества, неприменения силы или угрозы силой, добросовестного выполнения международных обязательств, мирного разрешения международных споров.
К первому направлению стоит отнести и документы Всемирного совета церквей — руководящего экуменического органа, созданного в 1948 году и объединившего в разное время 348 христианских церквей. «Анализ документов Всемирного совета церквей, — отмечает Н.В. Володина, — показывает, что в них со временем трактовка религиозных свобод, принципа свободы совести становится шире, плюралистичнее, универсальнее. В принятом Исполкомом ВСЦ в 1961 году (Женева) документе уже подчеркивается право каждого не только на свою веру, но и на неверие, необходимость международного стандарта свободы вероисповеданий, включающего, соответственно, и права, и ограничения. Если принятые в первые годы существования ВСЦ документы носят явно христианско-центристский характер (так, в Декларации вероисповеданий, принятой в Амстердаме в 1948 году, говорилось, что “права, требуемые христианским учением, хороши и благотворны для всех людей, и дарение таковых прав еще никогда не причиняло вреда ни одной нации”), то позднее принятые документы стали носить более взвешенный характер, подчеркивать необходимость учета точек зрения, традиций, прав других религий (в принятом в 1975 году в Найроби документе “Право на свободу вероисповеданий” есть знаменательное признание, что обеспечение права на свободу вероисповедания не относится только к христианской церкви и что “осуществление свободы вероисповедания не всегда отражало огромное разнообразие существующих в мире религий”)» [2, с. 282—283].
Второе направление — разработка международных документов религиозного характера межправительственными организациями, ставящими перед собой задачу обеспечения религиозной солидарности во всех сферах жизни.
Ярчайшим примером является Каирская декларация о правах человека в исламе (далее — Декларация), которая была принята государствами — членами Организации Исламская Конференция (теперь Организации Исламского Сотрудничества) 5 августа 1990 года. В ее основе лежат следующие принципы религиозной природы— культурная и историческая миссия исламского мира, сотворенного Господом как лучший из народов, давшего человечеству универсальную и всесторонне развитую цивилизацию, в которой достигнута гармония между жизнью на этом свете и на том и знание сочетается с верой, является несомненной;
— роль исламского мира заключается в том, чтобы указать путь человечеству, запутавшемуся в противоречивых тенденциях и идеологиях, и найти решение хронических проблем этой материалистической цивилизации;
— государства — члены Организации стремятся внести свой вклад в усилия человечества по утверждению прав человека, защите человека от эксплуатации и гонений и подтвердить его свободу и право на достойную жизнь в соответствии с исламским шариатом;
— человечество, достигшее значительных успехов в развитии материалистической науки, по-прежнему остро нуждается и будет нуждаться в вере для сохранения своей цивилизации и во внутренней побудительной силе для защиты своих прав;
— основные права и универсальные свободы в исламе являются неотъемлемой частью исламской религии, и, что принципиально, никто не имеет права отменять их полностью или частично, нарушать или попирать их, поскольку они являются обязательными заповедями Господа, которые содержатся в Книгах откровения Господа и были ниспосланы через последнего из его Пророков для завершения предшествующих божественных посланий, что сделало их соблюдение актом молитвы, а их попрание или нарушение — страшным грехом, и поэтому каждый человек несет личную ответственность, а исламский мир — коллективную ответственность за их охрану (см.: [6]).
Особо оговаривается, что «все права и свободы, изложенные в Декларации, регулируются исламским шариатом» (ст. 24) и что «исламский шариат является единственным источником для толкования или пояснения любых статей Декларации» (ст. 25).
Декларация представляет собой документ «международного религиозного права», провозглашающего: равенство людей без какого-либо различия по признаку расы, цвета кожи, языка, пола, религиозной веры, политических взглядов, социального положения и других оснований (ст. 1); право на жизнь и физическую неприкосновенность (ст. 2); защиту личности и ее имущества в период вооруженных конфликтов (ст. 3); защиту своего доброго имени и чести в течение жизни и после смерти (ст. 4); право на семью, создаваемую мужчиной и женщиной (ст. 5); равноправие мужчины и женщины, но при обязанности мужчины обеспечивать семью (ст. 6); защиту материнства и детства (ст. 7); право пользоваться своей правосубъектностью (ст. 8); право на получение религиозного и мирского образования в различных учреждениях учебного и назидательного характера (ст. 9); запрет прибегать к какой-либо форме принуждения человека или использовать его нищету или невежество для обращения его в другую веру или атеизм (ст. 10); запрет рабства (ст. 11); свободу передвижения (ст. 12); право на работу (ст. 13); право на получение законных доходов (ст. 14); право на владение своим имуществом (ст. 15); право пользоваться плодами своего научного, литературного, художественного и технического творчества, а также право на защиту связанных с ним моральных и материальных интересов при условии, что такое творчество не противоречит принципам шариата (ст. 16); право жить в чистой окружающей среде (ст. 17); право на медицинское и социальное обслуживание и пользование всеми учреждениями, которые предоставляет общество и государство в пределах имеющихся у них ресурсов (ст. 17); право на достойную жизнь (ст. 17); право на безопасность (ст. 18); право на охрану конфиденциальности своих личных дел, в своем доме, своей семье, в отношении своего имущества и своих взаимоотношений (ст. 18); право на неприкосновенность жилища (ст. 18); право обращаться к правосудию (ст. 19); право не быть арестованным без законных оснований (ст. 20); запрет на захват заложников (ст. 21); право на свободное выражение своего мнения таким образом, чтобы это не противоречило принципам шариата (ст. 22); запрет возбуждать националистическую или идейную вражду или совершать какие-либо действия, которые могут побудить к расовой дискриминации в какой бы то ни было форме (ст. 22); право участвовать прямо или косвенно в управлении делами своей страны (ст. 23).
Таким образом, Декларация представляет собой важный международный документ, на базе которого строятся системы прав человека государств — членов Организации Исламского Сотрудничества.
Ко второму направлению можно отнести также документы, выработанные Межпарламентской Ассамблеей Православия (далее — Ассамблея), которая была учреждена в 1993 году на съезде, созванном Парламентом Греции. Участники съезда пришли к убеждению о необходимости присутствия православия как общего культурного выражения большого числа европейских граждан в формировании современной Европы. Например, Ассамблея стала одним из инициаторов принятия Европейским Парламентом 20 января 2011 года резолюции «О положении христиан в свете защиты свободы религии» [5], осуждающей убийства или дискриминацию христиан в разных странах, в частности в Египте, Нигерии, Пакистане, Иране, Ираке, на Филиппинах. Непосредственным поводом к принятию резолюции послужил террористический акт в одной из коптских церквей Александрии 1 января 2011 года, в результате которого 21 человек погиб, 97 были ранены. Участниками Ассамблеи являются православные депутаты из 24 стран (Австралии, Албании, Армении, Болгарии, Греции, Грузии, Казахстана, Кипра, Латвии, Литвы, Молдавии, Палестинской автономии, Польши, Республики Беларусь, Российской Федерации, Румынии, Сербии и Черногории, Словакии, США, Уганды, Украины, Финляндии, Чешской Республики, Эстонии) [9].
Третье направление — выработка международных документов на международных конференциях, съездах представителей различных конфессий. Так, 23—24 сентября 2003 года в Астане прошел I Съезд лидеров мировых и национальных традиционных религий, на котором были представлены христианство (Московский и Константинопольский патриархаты, Римско-католическая церковь, Англиканская церковь и Всемирная федерация лютеран), ислам (Всемирная исламская лига), иудаизм (Главный ашкеназский раввин Израиля Йона Мецгер), буддизм, индуизм, даосизм, синтоизм. На нем была принята декларация, в которой были определены следующие задачи: «Мы должны усилить сотрудничество в деле продвижения духовных ценностей и культуры диалога с целью обеспечения мира в новом тысячелетии. Мы готовы приложить все усилия для того, чтобы не допустить использования религиозных различий в качестве инструмента ненависти и раздора и уберечь человечество от глобального конфликта религий и культур» [14, с. 60].
Было принято решение, что Съезды будут собираться не реже одного раза в три года. Последний на сегодняшний момент, IV Съезд лидеров мировых и национальных традиционных религий состоялся в мае 2012 года, причем если в 2003 году на Съезде присутствовало 17 делегаций из 17 государств, то на последнем — 85 делегаций из 40 стран мира [4, с. 4]. Особенностью IV Съезда стало то, что в его рамках впервые начал работу Совет религиозных лидеров, в который вошли представители таких конфессий мира, как ислам, христианство, иудаизм, буддизм, индуизм, синтоизм, зороастризм.
Четвертое направление — разработка международных документов поместными церквами одной конфессии.
Так, 9 марта 2014 года на встрече глав и представителей поместных Православных церквей (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Албанской и Польской) было принято решение о созыве в 2016 году в Стамбуле Всеправославного собора. «Всеправославный собор, — отметил председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион, — готовился более 50 лет, многократно эта подготовка прерывалась, но сейчас было принято решение о том, что этот собор пройдет. Пройдет он, если не возникнет препятствий, в 2016 году» [3]. Предполагается, что от поместных церквей на соборе будут присутствовать по 24 архиерея, а все решения — приниматься после достижения единого мнения.
Таким образом, сегодня международные межправительственные и неправительственные религиозные организации являются активными субъектами нормотворчества в международной сфере и даже создают комплексные документы, в частности в области прав человека.
Список литературы
1. Вершинина В.Ю. Религиозный фактор международных отношений в XXI веке // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2013. № 1. С. 6—11.
2. Володина Н.В. Государственно-конфессиональные отношения: теоретико-правовой анализ. — М.: Щит-М, 2005. С. 282—283.
3. Всеправославный собор пройдет в 2016 г. в Стамбуле. URL: http://www.ortho-hetero.ru/index. php/news/8-ecumenism/1651 (дата обращения 21.05.2014).
4. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на IV Съезде лидеров мировых и национальных традиционных религий 30 мая 2012 г. // Право и безопасность. 2012. № 2 (42). С. 4.
5. Заявление председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона в связи с принятием Европейским Парламентом резолюции «О положении христиан в свете защиты свободы религии». URL: https://mospat.ru/ru/2011/01/24/news34850/ (дата обращения 21.05.2014).
6. Каирская декларация прав человека в исламе. URL: http://www.idmedina.ru/books/history_culture/minaret/16/declaracia-02.htm (дата обращения 21.05.2014).
7. Матчанова З.Ш. Терроризм как угроза международной безопасности в глобализирующемся мире // Система ценностей современного общества. 2008. № 4. С. 236.
8. Международное право: учеб. / отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. — М.: Международные отношения, 2001. С. 409.
9. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. URL: http://www.iacis.ru/about/partners/partnerskie_organizatsii/mezhparlamentskaya_assambleya_pravoslaviya_m_a_p_/ (дата обращения 21.05.2014).
10. Павловнин М.С. Взаимодействие религии и политики в современном политическом пространстве // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359. С. 45.
11. Радецкая А.В. Экуменизм и антиэкуменизм в современном православии: автореф. дис. … канд. филос. наук. — СПб., 2011. С. 16.
12. Сморгунова В.Ю. «Дело о платках» в контексте современного мультикультурализма // Философия права. 2008. № 5. С. 43.
13. Степанова Е.А. Проблема толерантности в межконфессиональных отношениях: курс лекций: в 2 т. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2008. — Т. 2. С. 94.
14. Черный С. Лидеры мировых религий собрались в Астане // Россия и мусульманский мир. 2003. № 12. С. 60.
15. Экуменическая хартия. URL: http://www. ortho-hetero.ru/doc-ecum/157 (дата обращения 21.05.2014).