Статья

Участники законодательного процесса в субъектах Российской Федерации (на примере Центрального федерального округа)

УДК 342.52 А.И. ШУМАКОВ, соискатель РГСУ, г. Курск В юридической литературе право законодательной инициативы понимается как право компетентных органов и лиц вносить предложения в законодательный орган о принятии новых законов, изменении или отмене старых, которые обязательны для рассмотрения высшим законодательным органом[1].

УДК 342.52

А.И. ШУМАКОВ,

соискатель РГСУ, г. Курск

 

В  юридической литературе право законодательной инициативы понимается как право компетентных органов и лиц вносить предложения в законодательный орган о принятии новых законов, изменении или отмене старых, которые обязательны для рассмотрения высшим законодательным органом[1].

Участниками законодательного процесса являются субъекты права законодательной инициативы, которые тем или иным образом участвуют в создании закона[2]. 

Участие в законодательном процессе его субъектов основано на их правах и обязанностях. Соответствующим правом, закрепленным в законодательных актах, например, руководствуются все субъекты права законодательной инициативы, т.е. участники законодательного процесса, обладающие правом возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании нового закона. Субъективное право инициатора состоит в том, что он свободен в выборе времени для реализации своей инициативы. Он может воспользоваться предоставленным ему правом, но может и воздержаться от этого. Только наличие объективного интереса в решении какой-либо социальной задачи юридическими средствами в сочетании с субъективным интересом инициатора к этому предмету формирует решение субъекта права законодательной инициативы использовать это право.

Кроме того, есть иные субъекты законодательного процесса, участие которых в законодательной деятельности напрямую зависит от  свободного выбора собственного поведения (его вида и меры). Так, граждане, принимая решение участвовать или не участвовать в референдуме — всенародном голосовании, основываются на праве, закрепленном в конституциях и других законах. В референдумах имеют право участвовать все лица, обладающие активным избирательным правом.

В субъектах Федерации, входящих в ЦФО, установлен следующий круг носителей права законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы в Курской областной Думе принадлежит депутатам Курской областной Думы, Губернатору Курской области, представительным органам местного самоуправления, Курскому областному суду, Арбитражному суду Курской области, прокурору Курской области.

В Воронежской областной Думе правом законодательной инициативы обладают депутаты Воронежской областной Думы, губернатор Воронежской области, представительные органы муниципальных образований, прокурор Воронежской области, избирательная комиссия Воронежской области по вопросам избирательного законодательства и избирательной системы в Воронежской области, контрольно-счетная палата Воронежской области и избиратели Воронежской области (в специальных случаях). Право законодательной инициативы в Воронежской областной Думе принадлежит также Уставному суду Воронежской области, Воронежскому областному суду, Арбитражному суду Воронежской области по вопросам их компетенции.

Право законодательной инициативы в Рязанской области принадлежит губернатору Рязанской области, комитетам и депутатам Рязанской областной Думы, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит также Рязанскому областному суду, Арбитражному суду Рязанской области, прокурору Рязанской области, Избирательной комиссии Рязанской области, Рязанскому областному объединению организаций профсоюзов.

Право законодательной инициативы в Костромской области принадлежит депутатам областной Думы; постоянным комиссиям областной Думы; главе администрации области; представительным (выборным) органам местного самоуправления муниципальных образований; федерации профессиональных союзов Костромской области; организациям и отделениям общероссийских, межрегиональных общественных объединений; областным (региональным) общественным объединениям, зарегистрированным и действующим на территории области в соответствии с федеральным и областным законодательством; гражданам, собравшим подписи не менее пяти тысяч жителей области, обладающих избирательным правом; областному суду, арбитражному суду, прокурору и избирательной комиссии Костромской области по вопросам их ведения.

 

Право законодательной инициативы в Орловском областном Совете народных депутатов принадлежит губернатору Орловской области, депутатам областного Совета народных депутатов, президиуму, комитетам, фракциям и депутатским группам областного Совета народных депутатов, представительным органам местного самоуправления, расположенным на территории области. Право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит также областному суду, областному арбитражному суду, прокурору области, отделу управления Министерства юстиции России по Центральному федеральному округу в Орловской области и избирательной комиссии области (ст. 62 Устава).

В Брянской области право законодательной инициативы принадлежит Совету Брянской областной Думы; постоянным комитетам и комиссиям Брянской областной Думы; депутатам Брянской областной Думы; фракциям, депутатским группам в Брянской областной Думе; губернатору Брянской области; контрольно-счетной палате Брянской области по вопросам ее ведения; уполномоченному по правам человека в Брянской области по вопросам, отнесенным законом Брянской области к его компетенции; прокурору Брянской области по вопросам, отнесенным федеральным законом к его полномочиям; представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы принадлежит также не менее чем 10 тысячам граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом при выборах в органы государственной власти Брянской области, представивших в Брянскую областную Думу проект закона в порядке народной законодательной инициативы; избирательной комиссии Брянской области по вопросам ее ведения; федерации профсоюзов Брянской области и отраслевым объединениям профсоюзов, объединяющим не менее 10 тысяч членов профсоюза, — по вопросам социально-трудовой сферы.

Право законодательной инициативы в Тульской области принадлежит депутатам областной Думы; депутатским комитетам; губернатору Тульской области, лицу, официально его замещающему; прокурору области; представительным органам муниципальных образований. Право законодательной инициативы принадлежит также избирательной комиссии области, Тульскому областному суду и Арбитражному суду Тульской области по вопросам их ведения, общественной организации «Тульская федерация профсоюзов» — по вопросам, касающимся социально-трудовой сферы.

Право законодательной инициативы в Ярославской области принадлежит депутатам Государственной Думы Ярославской области; постоянным комиссиям Государственной Думы Ярославской области; губернатору Ярославской области; представительным органам местного самоуправления и главам муниципальных образований Ярославской области; избирательной комиссии Ярославской области по вопросам, входящим в ее компетенцию; гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ярославской области, в порядке осуществления народной правотворческой инициативы.

Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Владимирской области принадлежит депутатам Законодательного Собрания, губернатору, представительным органам местного самоуправления муниципальных образований области (статья 17 Устава Владимирской области).

Право законодательной инициативы в Московской городской Думе принадлежит депутатам, комиссиям Московской городской Думы и фракциям; Мэру Москвы;, Прокурору города Москвы, представителю от Московской городской Думы в Совете Федерации ФС РФ, представительным органам местного самоуправления, а также гражданам, реализующим право гражданской законодательной инициативы. Право законодательной инициативы в Московской городской Думе принадлежит также Председателю Московского городского суда, Председателю Арбитражного суда города Москвы, Уставному суду города Москвы, Уполномоченному по правам ребенка в городе Москве по вопросам их ведения (статья 36 Устава города Москвы).

Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Тверской области принадлежит постоянному комитету Законодательного Собрания, депутатской фракции, группе депутатов Законодательного Собрания; депутату Законодательного Собрания; Губернатору области; представительным органам местного самоуправления; главам муниципальных образований; избирательной комиссии Тверской области.

Право законодательной инициативы в Смоленской областной Думе принадлежит депутатам, группе депутатов Смоленской областной Думы; Главе администрации Смоленской области; представительным органам местного самоуправления; избирательной комиссии Смоленской области по вопросам ее ведения; Уполномоченному по правам человека в Смоленской области. Законодательная инициатива может быть осуществлена не менее чем 10 тысячами граждан Российской Федерации, проживающих на территории Смоленской области и обладающих активным избирательным правом.

Субъектами права законодательной инициативы в Липецком областном Совете являются: депутаты и комитеты областного Совета, глава администрации области, представительные органы местного самоуправления, прокурор области, председатель областного суда, председатель арбитражного суда области, начальник отдела Главного управления Министерства юстиции РФ по Центральному федеральному округу в Липецкой области, а также группа избирателей численностью не менее 2% от общей численности избирателей.

Право законодательной инициативы в Ивановской областной Думе принадлежит депутату (депутатам) Ивановской областной Думы, постоянным комитетам Ивановской областной Думы, Губернатору Ивановской области, представительным органам местного самоуправления, избирательной комиссии Ивановской области, Контрольно-счетной палате Ивановской области.

Правом законодательной инициативы в Белгородской областной Думе обладают Губернатор Белгородской области, депутаты Белгородской областной Думы, Правительство Белгородской области, представительные органы и главы местного самоуправления муниципальных образований в Белгородской области, общероссийские, межрегиональные и региональные общественные объединения, а также избирательная комиссия Белгородской области по вопросам своего ведения (ст.30 Устава)

Субъектами права законодательной инициативы в Тамбовской областной Думе являются депутаты, комитеты и депутатские объединения областной Думы, глава администрации области, представительные органы местного самоуправления области, члены Совета Федерации ФС РФ — представители от областной Думы и администрации области. Право законодательной инициативы принадлежит также прокурору области, областному суду, областному арбитражному суду, территориальному органу Министерства юстиции РФ в Тамбовской области, областной избирательной комиссии, областному объединению организаций профсоюзов по вопросам их ведения, гражданам, проживающим на территории области.

После проведения сравнительно-правового анализа мы видим, что право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав ЦФО, принадлежит депутатам этого органа, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Все это согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти».

 

Библиография

1 Конституционное право. Энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Авакьяна. — М., 2001. С. 444.

2 Следует, учитывая различия в содержании терминов «законотворческий» и «законодательный» процесс, различать понятия «субъект законотворчества» и «субъект законодательного процесса». Первое носит более широкий, общесоциальный характер; субъект законодательного процесса всегда участвует в законотворчестве. В то же время органы, организации, лица, занимающиеся, например, выявлением потребности в принятии закона (одной из стадий законотворчества), не всегда могут быть сами участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети