В.Г. ГРОМОВ,
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного права и криминологии Саратовского юридического института МВД России
По данным некоторых экспертов, в России сейчас насчитывается свыше 4 млн мигрантов. По этому показателю наша страна занимает второе место в мире (после США). Рост миграционных процессов во всем мире, в том числе и в России, закономерен и объективен. Он обусловлен прежде всего экономической составляющей развития разных стран. Страны с более развитой экономикой, культурой, более высоким уровнем жизни населения становятся своего рода «магнитом» для проживающих по соседству наций и народностей, которые, не сумев найти удачного применения своим способностям на родине, легально и нелегально стремятся приобщиться к благам цивилизации.
Миграция может быть как легальной, так и нелегальной, незаконной. Например, многие россияне предпочитают выезжать на постоянное место жительства в ФРГ, Испанию, Канаду, Австралию, США; если выехать и остаться в избранной стране не удается официальными путями, используются различные ухищрения, в том числе и незаконные способы эмиграции.
В конце XIX — начале XX века в мире постоянно шли захватнические войны за новые территории. Государство считалось тем более цивилизованным, чем больше имело вассалов, колоний. Сейчас ситуация изменилась: такие высокоразвитые страны, как Великобритания и Франция, ранее имевшие в своем подчинении большие колонии, все чаще ощущают дискомфорт из-за огромного количества мигрантов в стране, подавляющее большинство которых составляют выходцы из этих колоний.
Аналогичная ситуация отмечается и в России, которая после распада Советского Союза стала более притягательной для народов других республик, входивших в состав СССР. Обладая суверенитетом, эти небогатые и экономически зависимые республики не в состоянии обеспечить своих граждан работой, дать им возможность получить образование, а подчас и просто изыскать средства для существования. Подавляющее большинство мигрантов на вопрос о цели приезда отвечают: «Заработать денег; «Поправить материальное положение»; «Найти хорошо оплачиваемую работу» и т.п.
По данным экспертов, в Москве насчитывается более 1 млн мигрантов из 121 страны, причем большинство из них — выходцы из стран ближнего зарубежья. По сведениям миграционной службы, за последние 10 лет в Саратовскую область на постоянное место жительства прибыло примерно 200 тыс. переселенцев, из числа которых только 57 тыс смогли приобрести статус гражданина России.
Так как миграционных процессов нельзя избежать, их следует надлежащим путем урегулировать, ввиду того что существующее законодательство не в полной мере отвечает складывающимся в обществе отношениям. Этот тезис можно подтвердить следующими доводами.
По оценкам экспертов, субъекты Российской Федерации нуждаются примерно в 1 млн рабочих ежегодно, так как местные жители не хотят работать дорожными строителями, каменщиками, разнорабочими, водителями общественного транспорта и т.д. В 2001 году официально в Россию прибыло около 500 тыс. мигрантов, в 2002 — около 700 тыс., а в 2003 году — только 230 тыс. Очевидно, что необходимость в относительно дешевой рабочей силе за столь короткий промежуток времени так резко снизиться не могла, следовательно, ряды рабочих были наверняка пополнены за счет нелегальных мигрантов[1].
Одновременно с увеличением числа нелегальных мигрантов возникло большое количество организаций, которые за 500—700 руб. (если верить множеству объявлений) способны помочь таким лицам оформить официальные регистрационные документы. В это же время регулярные рейды и проверки показали, что только 22% мигрантов-гастарбайтеров имеют миграционные карты и разрешение на работу в России. Этот факт говорит либо о том, что появился новый способ мошенничества и мошенники осваивают новую «золотую жилу», либо о новой коррупционной волне в рядах правоохранительных органов.
Не сумев легализоваться, не сумев заработать деньги законным путем, мигранты вынуждены добывать их преступным путем. Установлена прямая взаимосвязь между уровнем и интенсивностью миграционных процессов и степенью криминальной активности этнических преступных формирований. Отрицательное влияние миграционных процессов усиливается, когда они выступают во взаимодействии с другими негативными социально-экономическими и политическими факторами.
К числу основных факторов, влияющих как на процессы миграции в России, так и на деятельность правоохранительных органов, на наш взгляд, следует отнести следующие.
1. Затянувшийся процесс разгосударствления промышленных предприятий, «заказные» банкротства и недобросовестная приватизация привели к возникновению новых субъектов хозяйствования на базе акционерного и частного капитала, к чрезмерной их раздробленности и недобросовестной конкуренции. В результате возникло большое количество предприятий, не способных решать серьезные производственные задачи. Денежная реформа 1992 года и дефолт 1998 года, кризисная ситуация в банковской сфере, отзыв лицензий у целого ряда банков в 2004 году породили недоверие народа к власти и неуверенность в завтрашнем дне.
2. Провалы в сельском хозяйстве и обеспечении населения сельскохозяйственной продукцией породили огромное количество маломощных фермерских хозяйств, не способных обеспечить страну продовольствием; в результате государство, владея огромными посевными площадями и пастбищами, стало импортером важнейших продуктов — хлеба, мяса, птицы. Решать вопросы подъема урожайности, производительности труда в сельском хозяйстве сегодня приходится с помощью гастарбайтеров — корейцев, китайцев и рабочих других национальностей. Несмотря на сужение агропромышленного сектора в структуре российской экономики, криминогенная обстановка в нем продолжает оставаться сложной: здесь выявляется 8% всех экономических преступлений.
3. Криминализация экономики привела к тому, что теневая экономика в современных условиях составляет до 40—45% к внутреннему валовому продукту, из них примерно 25% ВВП приходится на так называемую неформальную экономику, т.е. скрываемую, но не запрещенную законом деятельность, а около 20% — на незаконную экономику. По экспертным оценкам, организованными преступными группировками контролируется до половины всех частных предприятий и до 60% государственных. Это стало возможным благодаря существующему порядку акционирования промышленных предприятий и включению в реальные товарные и финансовые потоки фиктивных предприятий-посредников, контролируемых организованными преступными группировками. В настоящее время действует более 550 тыс. такого рода фирм-посредников, не отчитывающихся перед налоговыми органами либо представляющих «нулевые» балансы[2].
4. Снижение уровня правосознания населения. На фоне снижения эффективности деятельности правоохранительных органов в России формировалась и расширялась практика внеправового реагирования физических и юридических лиц на преступность. Проведенные в 2003 году исследования показывают, что доверяют работе сотрудников милиции только 16,7% опрошенных респондентов, а не доверяют — 68,5%. В связи с этим сейчас особенно актуально формирование правовой культуры не только основной массы населения, но и государственных и общественных деятелей.
5. Политическая нестабильность в стране, использование грязных технологий в борьбе за власть, коррумпированность государственных чиновников на всех уровнях власти и управления, применение шантажа, угроз вплоть до физического устранения неугодных должностных лиц, политиков — вот сегодняшние политические реалии. Распространено лоббирование конкретных решений, соответствующих криминальным интересам. Отмечается фактическое замещение в регионах, отраслях, различных структурах реального влияния легитимных государственных и иных политических органов и должностных лиц руководящим влиянием лидеров криминальной среды. Политическая сфера жизни общества сейчас представляет собой поле разнообразной преступной деятельности различных субъектов[3].
6. Кризис в идеологии. С исчезновением главной цели социалистического общества — построения коммунизма — не было предложено равноценной этой цели замены, а отсутствие национальной идеи всегда негативно сказывается на всех сферах жизни народа. Появление вместо цели двух глобальных задач, обозначенных как «построение правового государства» и «повышение благосостояния народа», не разрешает проблемы, так как готовых рецептов для решения этих задач ни у кого нет.
7. Несостоятельность государства в вопросах социальной защиты населения, особенно малоимущих слоев. Высокий прожиточный минимум наряду с задержками выплаты заработной платы, систематическое повышение цен за коммунальные услуги приводят к обнищанию населения и росту социальной напряженности.
8. Возникновение существенных перекосов в представлении функций и задач, стоящих перед правоохранительной системой. Правоохранительные органы должны служить народу, опираясь на закон, а сейчас эти органы фактически служат только власти и себе. Об этом свидетельствует целый ряд аргументов: высокий уровень латентной преступности; рост количества нарушений законности со стороны сотрудников ОВД; снижение уровня раскрываемости зарегистрированных преступлений; недоверие населения к ОВД и правоохранительной системе в целом; готовность граждан разрешать конфликты неправовыми методами, без обращения в милицию, прокуратуру, суд и т.д. По данным социологического фонда «Общественное мнение», лишь 3% россиян верят в честность и неподкупность правоохранительных органов, а 43% уверены, что сегодняшнее состояние правоохранительных органов представляет для них реальную угрозу. Многие граждане воспринимают правоохранительные органы как некую организацию, работающую исключительно в собственных коммерческих интересах. Только 23% опрошенных считают, что в случае необходимости они могут рассчитывать на помощь правоохранительных органов[4].
9. Невиданный размах организованной и транснациональной преступности, оказывающей существенное влияние практически на все сферы жизни общества.
На фоне относительной стабилизации уровня преступности мигрантов в 1998 и 1999 годах можно было бы говорить о некотором ослаблении влияния на преступность в Российской Федерации миграционных процессов, однако с 2000 году снова начали проявляться негативные тенденции преступности, связанной с миграцией, и ее влияние на криминальную ситуацию в стране усилилось[5].
Сохраняются наметившиеся в последние годы тенденции вовлечения мигрантов в экономическую преступность. В большинстве регионов России наблюдается рост числа зарегистрированных преступлений по видам деятельности, требующим выхода на международный уровень и сотрудничества преступных объединений различных стран, в частности, наркобизнес, незаконный оборот оружия, преступления в экономике и кредитно-финансовой сфере.
Отличительной чертой современной российской организованной преступности является ее этносоциальность: не менее половины выявленных организованных преступных групп имеет в качестве лидеров или активных участников представителей закавказских государств и северокавказских республик России.
Организованные преступные группы, объединенные по этническому признаку, действуют в настоящее время практически во всех субъектах Российской Федерации. Этнические формирования создают неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от уплаты налогов, ведут противоправную деятельность, и в первую очередь в отношении своих соотечественников, часть которых пребывает в России незаконно[6].
Указанные обстоятельства, на наш взгляд, оказывают весьма значительное влияние на миграционные процессы в Российской Федерации и, безусловно, подлежат всестороннему учету при разработке мероприятий по оказанию воздействия на незаконную миграцию и предупреждение преступности мигрантов.
Библиография
1 Телепрограмма «Времена» на ОРТ. 1 февраля 2004 года.
2 См.: Фархутдинова Э.Т. О взаимосвязи организованной преступности и коррупции. // Преступность в разных ее проявлениях и организованная преступность. / Под ред. А.И. Долговой. — М., 2004. С. 132.
3 См.: Долгова А.И. и др. Деятельность организованной преступности в политической сфере жизни общества // Организованная преступность, миграция, политика. — М., 2002. С. 62—79.
4 См.: Степанков И. Милицейский произвол в зеркале социолога. // Рос. газета. 2003. 15 окт.
5 В 2003 году выявлено 40 570 иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления (темпы прироста к 2002 году — 13,6%), из них граждан государств — участников СНГ — 37 305 (темпы прироста к 2002 году — 13,5%).
6 Подробнее см.: Евланова О.А. Взаимосвязь миграционных процессов и организованной преступности в России // Организованная преступность, миграция, политика. — М., 2002. С. 30—44.