Статья

Факторы, детерминирующие торговлю людьми

М.М. ЗЕЙНАЛОВ, кандидат юридических наук, преподаватель Дагестанского государственного института народного хозяйства при Правительстве Республики Дагестан, В.М. ГАММАЕВ, младший советник юстиции, старший помощник прокурора Кировского района г. Махачкалы Проанализированы причины, способствующие росту количества преступлений, связанных с торговлей людьми. Определены группы факторов, сопутствующих торговле людьми и провоцирующих другие виды преступности.

УДК 343.412.2 

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №8 2011 Страницы в журнале: 128-132

 

М.М. ЗЕЙНАЛОВ,

кандидат юридических наук, преподаватель Дагестанского государственного института народного хозяйства при Правительстве Республики Дагестан,

 

В.М. ГАММАЕВ,

младший советник юстиции, старший помощник прокурора Кировского района г. Махачкалы

 

Проанализированы причины, способствующие росту количества преступлений, связанных с торговлей людьми. Определены группы факторов, сопутствующих торговле людьми и провоцирующих другие виды преступности.

Ключевые слова: факторы возникновения преступности, торговля людьми.

 

Factors that determine the trafficking of human beings

 

Zeynalov M., Gammaev B.

 

The reasons that contribute to an increase in crimes related to trafficking. Defined groups of factors related trafficking and other crime provoking.

Keywords: factors of crime, human trafficking.

 

Проблема детерминации как преступности в целом, так и отдельных ее видов является в криминологии одной из ключевых, поскольку имеет важное теоретическое и практическое значение. Изучение состояния преступности, характера ее изменений, региональных различий — начальный этап; само же планирование борьбы с преступностью возможно только после анализа этих факторов. Такой подход нацеливает криминологическую науку и практику на глубокое и конкретное исследование причинных и иных зависимостей преступности с учетом новых явлений и изменений в обществе.

Разведение процессов, детерминирующих преступность, на причины и условия, считается общепринятым, однако в реальной жизни разделить их не всегда просто. Поскольку всякая причина выступает в определенном отношении условием, а всякое условие в ином отношении может быть причиной, как правило, невозможно, описывая систему детерминант, однозначно определить конкретное явление в качестве причины либо условия. Данные обстоятельства требуют анализировать причинный комплекс в качестве системы факторов, порождающих преступность.

Понятие «факторы преступности» используется как общее по отношению к понятиям «причины преступности» и «условия преступности». В результате отдельные факторы, обладающие причинной связью с преступностью, рассматриваются в качестве ее причин, другие же выступают условиями, ей способствующими[1].

Полноценный анализ факторов, способствующих росту такого преступления, как торговля людьми, вынуждает изучать не только мировые и региональные экономические и социальные перемены, но и местные условия. Анализ ситуации в Российской Федерации в целом и в Республике Дагестан в частности позволяет выделить следующие группы факторов, влияющих на рост числа преступлений, выражающихся в торговле людьми.

Экономические факторы

1. Глобализация экономики. В научной литературе глобализация понимается как изменение всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости; тенденция к унификации мира, жизни по единым принципам, приверженности единым ценностям, следованию единым обычаям и нормам поведения[2].

Глобализация — противоречивое правовое явление, влекущее за собой как позитивные, так и негативные последствия: с одной стороны, она позволяет унифицировать и структурировать существующие межгосударственные различия, с другой — приводит к возникновению конфронтаций, противоречий в национальных правовых системах. Глобализация способствует (при ослаблении государственного контроля в экономической сфере) изменению транснациональной организованной преступности, обеспечивает ее новое, качественно иное состояние. В этих условиях государству необходимо объединить свои усилия, разрабатывать совершенные модели противодействия, которые отражали бы качественные изменения криминологической действительности. Глобализация всегда преследует политическую, юридическую, социальную позитивную, негативную цели, каждая из которых может быть индивидуальной или коллективной, отвечать благородным идеям и помыслам или быть подчинена корыстным интересам отдельных групп[3].

Глобализация влияет на организованную преступность, причем она не порождает, а существенно видоизменяет ее. Криминогенная сторона глобализации намного превышает ее антикриминогенные возможности. Глобализация нашла одно из своих выражений в ослаблении государственного контроля над разными сферами общественной жизни, прежде всего над экономикой.

Силовой потенциал государств и даже их объединений для борьбы с глобализованной оргпреступностью практически всеми специалистами оценивается как недостаточный. Экономизация оргпреступности в условиях глобализации предполагает решение проблем социального, политического и экономического климата, которые и являются «генераторами» качественных изменений рассматриваемого объекта[4].

2. Различия в экономическом развитии государств. Глобализация экономики усиливает распространение неравенства. Бедные беднеют, богатые богатеют (за счет беднейших), и этот разрыв постоянно растет. Изменение благосостояния людей, предполагаемое при экономическом подъеме, происходит не для всех одинаково.

Половина населения земли живет на пороге нищеты: 3 млрд человек могут тратить лишь не более двух долларов в день, около 1,2 млрд из них — меньше доллара. Многие люди ежедневно теряют работу без надежды найти ее вновь: процесс глобализации экономики приводит к тому, что некоторые страны становятся неконкурентоспособными на мировом рынке. По прогнозам международных организаций, к 2020 году на развивающиеся страны (а именно в них проживает основное население Земли) будет приходиться лишь 1/4 мировой торговли и лишь 1/3 мирового валового продукта. Это прежде всего означает, что число бедных продолжает увеличиваться в геометрической прогрессии[5]. На угрожающем разрыве между богатыми и бедными акцентируется внимание в Концепции национальной безопасности Российской Федерации[6].

Бедность более многогранна, нежели просто отсутствие средств: бедные люди более уязвимы перед экономическими потрясениями, стихийными бедствиями, насилием и преступностью, они не имеют доступа к медицине и образованию. Один из путей выхода из положения для обнищавших людей — работа за границей, неизбежно сопряженная с участием преступных групп вследствие жестких иммиграционных законов развитых стран и с еще большим развитием торговли «живым товаром».

Хотя Россия существенно отстает от ведущих индустриальных держав, в то же время она считается привлекательной для мигрантов из менее развитых стран.

3. Высокий уровень безработицы и угрожающий разрыв между богатыми и бедными в государствах — экспортерах «живого товара». Сосредоточение значительных материальных ценностей в руках небольшой части населения, сильное имущественное расслоение, потеря социальной ориентации и отсутствие жизненных перспектив у многих граждан, снижение социальных и правовых гарантий — все это является питательной средой для растущей криминализации общества. В такой ситуации государство перестает выполнять свою важнейшую функцию — регулятора распределения национального богатства и контролера за мерой труда и мерой потребления.

Именно безработица и нищета способствуют тому, что люди попадают в «капкан обещаний» трудоустройства и получения больших доходов за свой труд, оказываясь затем в экономическом, трудовом, военном или сексуальном рабстве.

Установлено, что прямой связи между экономическими отношениями и преступностью нет: последняя существует даже в экономически развитых странах. Экономические факторы непосредственно не порождают преступность, а, действуя в совокупности с другими причинами, существенно видоизменяют ее.

Политические факторы

Политические факторы вносят свою лепту в распространение торговли людьми. Яркий пример тому — ситуация в Косово, одной из европейских зон нестабильности. По свидетельствам полицейских ООН, миротворцев и представителей гуманитарных организаций, прозрачность границ, наличие международного военного контингента и отсутствие налаженной работы правоохранительных органов создают на территории страны идеальные условия для развития торговли людьми. Зоны военных конфликтов моментально превращаются в рассадник принудительной проституции, куда свозятся женщины из окрестных регионов и стран, в том числе и для удовлетворения сексуальных потребностей миротворческого контингента (так, вызволенные из косовских борделей женщины утверждали, что в числе их клиентов было большое количество американцев из военного контингента НАТО[7]).

Похожие эпизоды фиксировались в период распада СССР, когда большинство бывших республик немедленно перешли в фазу вооруженных столкновений: карабахский, грузино-абхазский, грузино-южноосетинский, осетино-ингушский конфликты, межклановая гражданская война в Таджикистане, первая чеченская война, борьба с сепаратистами в Приднестровье.

Административно-организационные факторы

1. Миграция рабочей силы. Глобализация вызвала мощный и неослабевающий поток трудовой миграции. Наплыв дешевой рабочей силы не прошел бесследно для экономики развитых государств, постоянно нуждающихся в притоке мигрантов. Современная трудовая миграция охватила весь мир, и темпы ее все время растут, поскольку разница в доходах людей, проживающих в развитых и отсталых странах, увеличивается.

Международная преступная сеть с легкостью обеспечивает перемещение (как формально легальное, так и нелегальное) совершеннолетних женщин и несовершеннолетних девушек в любые страны мира для последующего вовлечения в сексуальную эксплуатацию. Миграция также служит способом сокрытия следов: например, эмиграция в Израиль успешно использовалась и используется для ввоза на территорию страны россиянок и украинок с целью последующего принуждения их к занятию проституцией[8].

Активная интеграция России в мировое экономическое пространство сопровождается значительным притоком мигрантов. По масштабам миграции Россия занимает 2-е место в

мире после США. Ежегодно в страну с разными целями въезжает более 20 млн иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако слабый пограничный и миграционный контроль, а также высокая коррумпированность компетентных органов способствовали появлению значительного числа незаконных мигрантов — 4 млн, по данным ФМС России[9].

Любая страна так или иначе испытывает на себе влияние незаконной миграции, рассматривая ее прежде всего как угрозу национальной безопасности. Однако Россия пока не имеет достаточного опыта эффективного регулирования миграционных потоков.

Таким образом, незаконная миграция становится источником формирования и дальнейшего существования транснациональных организованных преступных групп, занимающихся торговлей людьми. Наибольшую общественную опасность представляют преступные сообщества, созданные гражданами Закавказья (азербайджанские, армянские и грузинские) и Средней Азии (узбекские и таджикские).

2. Слабый контроль за деятельностью организаций, под вывеской которых могут скрываться вербовщики—торговцы людьми. Такие организации, как модельные агентства, фирмы по трудоустройству (внутри страны и за рубежом), международные службы знакомств, международные клубы по студенческим обменам, курсы языков, бюро путешествий, туристические агентства и другие, нередко сотрудничают с торговцами людьми.

В России фактически отсутствует нормативная база, которая регулировала бы все аспекты деятельности подобных организаций. Разумеется, перечисленные фирмы иногда оказываются объектами внимания специальных служб, но в основном лишь как организации, занимающиеся легализацией незаконных мигрантов, изготовлением поддельных документов и пр. Согласно исследованиям, большая часть действующих на территории России брачных агентств находится под контролем транснациональной организованной преступности и используется для вербовки потенциальных невольников[10].

3. Отсутствие профилактического информирования населения о проблеме торговли людьми. Преступниками активно используется дефицит объективной информации. Тема торговли людьми так или иначе освещается различными СМИ, однако средний уровень осведомленности об этой проблеме остается низким: журналисты часто представляют ее как сенсацию, что не позволяет аудитории воспринимать информацию адекватно. Подобная практика приводит к тому, что ощущения реальной опасности не возникает и создается впечатление, что торговля людьми — это проблема не всего населения в целом, а узкого круга людей, входящих в группу риска. Поскольку СМИ в основном говорят о сексуальной эксплуатации, упуская из виду другие формы использования людей (изъятие органов, рабство и т. д.), в массовом сознании торговля людьми отождествляется только с проституцией.

Неполное освещение проблемы приводит к низкой осведомленности населения о торговле людьми. Граждане не осознают высокую вероятность того, что могут стать жертвами данного преступления, и не получают полезной информации о способах защиты.

Правовые факторы

1. Высокий уровень коррупции в органах государственной власти. Торговля людьми не получила бы большого размаха без высокого уровня коррупции (особенно это касается развивающихся и экономически отсталых государств). Анализ изученных уголовных дел показывает, что коррумпированные сотрудники правоохранительных органов не только не реагируют на преступления, связанные с торговлей людьми, но и принимают участие в их совершении. К примеру, старший участковый по Юстинскому району Калмыкии Чингиз Аджиглаев, находясь со своим знакомым в Астрахани, остановил на городском рынке якобы для проверки документов 52-летнего грузчика. Бегло пролистав паспорт, милиционер велел тому садиться в машину «для разговора» и, невзирая на протесты, вывез его из города. Чтобы задержанный не убежал, участковый пригрозил ему пистолетом. На автостанции в Енотаевке похищенного передали из рук в руки «покупателю». Жизнь и свободу человека оценили в 2000 руб. Спустя несколько часов он оказался в соседней Калмыкии, на чабанской точке, где должен был пасти скот за миску похлебки[11].

Пострадавшие от торговли людьми сообщают о вовлеченности в криминологическую цепочку представителей власти самого высокого уровня. Чиновники за беспрепятственное пересечение границы получают взятки от торговцев людьми, нередко сами являются членами организованных преступных групп и даже руководят ими.

2. Высокая степень латентности и низкий уровень раскрытия преступлений. Торговля людьми — высоколатентное преступление. Многие факты торговли людьми таковыми не квалифицируются. Жертвы преступлений часто не сообщают в правоохранительные органы о том, что были проданы, принуждены к оказанию сексуальных услуг, тяжелому труду, опасаясь возмездия со стороны преступников. В обществе распространено мнение о коррумпированности сотрудников правоохранительных органов, которые покрывают криминальный бизнес. Женщины, ставшие жертвами сексуального рабства, не заявляют об этом в полицию, поскольку не хотят огласки подробностей, общественного порицания и унижения со стороны близких людей. Принуждаемых к труду мужчин-мигрантов запугивают, лишают документов, угрожают забрать деньги, которые им удалось заработать. Опасаясь депортации, они не идут на контакт с правоохранительными органами.

Высокая степень латентности и низкий уровень раскрытия изучаемых преступлений порождает безнаказанность участников, что, в свою очередь, приводит к новым преступлениям.

3. Недостатки в работе правоохранительных органов и в законодательстве в сфере борьбы с торговлей людьми. Несовершенство российского законодательства, противостоящего торговле людьми, препятствует борьбе с рассматриваемым преступлением. Отсутствует специальный комплексный закон, который был бы направлен именно на противодействие торговле людьми. Нечеткость признаков, позволяющих отграничить торговлю людьми от смежных составов преступлений, вызывает трудности в квалификации. Отсутствие обобщений, аналитических и методических материалов по выявлению и расследованию подобных преступлений негативно сказывается на качестве следственной практики.

Низкий уровень профессионализма сотрудников правоохранительных органов, высокая нагрузка, слабое материально-техническое и информационное обеспечение, недостаточное взаимодействие служб и подразделений, непризнание приоритетности борьбы с торговлей людьми, ограниченные кадровые и материальные ресурсы следствия не способствуют улучшению ситуации.

4. Недостаточное развитие международного сотрудничества в сфере борьбы с торговлей людьми. В условиях глобализации ни одно из существующих государств не способно в одиночку гарантировать собственную безопасность, что вынуждает руководство стран вести борьбу с торговлей людьми на международном уровне.

Недостаточное противодействие как общей преступности, так и определенным ее видам делает отдельно взятую страну уязвимой не только перед национальными, но и перед иностранными преступниками.

К сожалению, в настоящее время должное международное взаимодействие не налажено. Некоторые страны явно заинтересованы в сохранении торговли людьми (поскольку от нее зависит процветание национальных экономик) и поэтому серьезно препятствуют усилиям отдельных групп государств, не допуская эффективного сотрудничества.

Морально-этические факторы

1. Проституция и иные формы проявления секс-индустрии. Подавляющее большинство жертв торговли людьми принуждаются к занятию проституцией и иной деятельностью сексуального характера. Многие преступные группы специализируются как на торговле людьми, так и на дальнейшей сексуальной эксплуатации жертв. Легализация проституции в некоторых странах упрощает вовлечение в эту сферу жертв торговли людьми.

Во многих государствах проституция является одной из доходных статей бюджета, поэтому власти не проявляют должной инициативы в борьбе с таким асоциальным явлением. Более того, в проституцию инвестируются значительные суммы, которые затем многократно окупаются. Другими словами, именно спрос на «живой товар» для развития секс- и порноиндустрии порождает соответствующее предложение.

2. Девальвация морально-этических ценностей и нравственных норм в семье и в обществе. Кризис института семьи выступает одной из основных причин торговли людьми. Примерно 14 млн детей в России растут в неполных семьях, заботятся о них в основном женщины. Доход в таких семьях ниже, чем в тех, где работают оба родителя. Эти обстоятельства толкают женщин на изыскание дополнительных и притом легких источников средств к существованию.

Неравенство и неблагополучие в семье, выражающиеся в широком распространении домашнего насилия, тяжелые бытовые условия и жилищные проблемы, алкоголизм, наркомания обусловливают снижение ценности семьи в массовом сознании и приводят к уязвимости больших групп людей перед разными формами криминальной эксплуатации.

Исходя из того, что торговля людьми относится к разряду корыстно-насильственной преступности, для данного вида активности характерно и множество других факторов, способствующих иным преступлениям.

 

Библиография

1 См.: Агапов А.Ф., Баринова Л.В., Гриб В.Г. и др. Криминология: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2006. С. 59.

2 См.: Михайлова М.Д. Некоторые проблемы глобализации // Международное публичное и частное право. 2009. № 3. С. 15.

3 См.: Кузнецов А.П., Маршакова Н.Н. Международный терроризм в условиях глобализации // Юридический мир. 2010. № 9. С. 10.

4 См.: Кубов Р.Х. Глобализация как детерминанта качественных изменений организованной преступности // Российский следователь. 2009. № 1.

5 См.: Сычева В. В битве ООН с нищетой перевес на стороне последней // 7 дней. 2000. 27 июня.

6 Утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300.

7 См.: Королев И. Торговля женщинами в Косово // Вести-пресса. 2000. 25 апр.

8 См.: Буряк М.Ю. Торговля людьми и борьба с ней (Криминологические и уголовно-правовые аспекты): Дис. … канд. юрид. наук. — Владивосток, 2005. С. 87.

9 См.: Грицюк М. Управляемый мигрант // Российская газета. 2009. 27 мая.

10 См.: Ерохина Л.Д., Буряк М.Ю. Торговля женщинами и детьми в целях сексуальной эксплуатации. Теория и практика борьбы: Учеб. пособие. — Владивосток, 2001. С. 147.

11 См.: Осужден за работорговлю // Российская газета. 2010. 29 янв. № 18.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
2 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024