Реклама
Статья

Федеральный закон «О добровольной пожарной охране»: проблемы правоприменения

Исследуются проблемные аспекты Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»; анализируются основные положения закона, его пробелы и недостатки, особое внимание уделяется вопросам правоприменения.

УДК 342.614 

Страницы в журнале: 42-47

 

А.С. ЕВДОКИМОВ,

соискатель кафедры административного и финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции РФ evdokimovac109@yandex.ru

 

Исследуются проблемные аспекты Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»; анализируются основные положения закона, его пробелы и недостатки, особое внимание уделяется вопросам правоприменения. По результатам проведенного анализа вносятся предложения по изменению закона.

Ключевые слова: федеральный закон, добровольная пожарная охрана, пожарная безопасность, общественное объединение, доброволец, органы местного самоуправления.

 

Federal law “About voluntary fire protection”: law application problems

 

Evdokimov A.

 

Explores the problematic aspects of the Federal law of 06.05.2011 № 100-FZ “About voluntary fire protection”, analyzes the main provisions of the law, its gaps and weaknesses, special attention is paid to problems of enforcement. By results of the analysis offers the changes of the  law.

Keywords: federal law, voluntary fire protection, fire safety, public association, volunteer, municipal government.

 

Президентом РФ 6 мая 2011 г. подписан Федеральный закон № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» (далее — Закон), который определяет порядок создания и деятельности в России подразделений добровольной пожарной охраны.

Закон является достаточно новационным в системе российского законодательства. Помимо того что основной его целью выступает обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов и организаций, он определяет порядок развития волонтерства в рассматриваемой области. По пути эволюции волонтерства в вопросах безопасности давно идут европейские страны, где данное движение приобрело массовый характер и доказало свою эффективность на практике.

Для законодательства в области пожарной безопасности Закон является своеобразной новеллой, так как отходит от традиционного регулирования властных правоотношений со смещением акцентов в сторону институтов гражданского общества. Законом предполагается широкое вовлечение общественности в организацию деятельности добровольной пожарной охраны при активном участии  представителей публичной власти всех уровней.

Значимость Закона состоит в том, что он призван решить жизненно важную проблему по защите населенных пунктов подразделениями пожарной охраны. К сожалению, проблема тушения пожаров, особенно в отдаленных от райцентров сельских поселениях, до которых пожарные расчеты будут добираться более установленных 20 минут[1], остается очень актуальной.

Решить вопрос оперативного прибытия подразделений пожарной охраны к местам пожаров только за счет бесконечного увеличения расходов бюджетов различных уровней вряд ли представляется возможным. Бюджет ни одной, даже самой богатой страны мира, тем более с такой обширной территорией, как Россия, не может позволить себе создание в каждом населенном пункте профессиональной пожарной охраны, построить в каждом селе пожарную часть.

Исторический опыт России по борьбе с пожарами[2], опыт зарубежных стран[3] говорит о том, что наиболее рациональным способом решения этой проблемы выступает развитие добровольной пожарной охраны, основной задачей которой как раз является участие в тушении пожаров в не прикрытых подразделениями Государственной противопожарной службы населенных пунктах.

Актуальность Закона сегодня не вызывает сомнений. Вместе с тем он содержит ряд положений, нуждающихся в корректировке. За 1,5 года его реализации отдельные недостатки Закона стали вполне очевидными.

Предметом регулирования Закона «являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами — общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны» (ст. 1).

Необходимо отметить, что законодатель впервые придал добровольчеству вполне понятный правовой статус. Законом определено, что «добровольная пожарная охрана — социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц — общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ» (ст. 2).

Первый существенный недостаток Закона заключается именно в механизме образования этих общественных объединений.

Часть 2 ст. 8 гласит: «В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины)».

Данная формулировка императивно закрепляет механизм создания учреждения только в одной из предлагаемых форм: либо команда, либо дружина, — что при создании и государственной регистрации общественного объединения вызовет необходимость выбора между ними. Вместе с тем для административно-территориальных единиц, особенно таких, как муниципальный район, необходимо совмещение двух данных организационных форм, ведь в населенных пунктах, входящих в состав муниципального образования, могут быть созданы как команды, так и дружины. Следуя логике рассматриваемой нормы, необходимо будет создание двух юридических лиц — общественных учреждений: добровольной пожарной команды района и добровольной пожарной дружины района. Создание двух юридических лиц с одинаковыми задачами выглядит несколько некорректно и вызывает определенные сомнения в своей целесообразности.

В связи с изложенным предлагаем следующую редакцию ч. 2 ст. 8 Закона: «В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются территориальные подразделения добровольной пожарной охраны (добровольные пожарные команды и (или) добровольные пожарные дружины), ставящие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях».

Приведенная формулировка позволит создать общественное учреждение с названием «Добровольная пожарная охрана муниципального образования (области, города и др.)», которое включает в себя как команды, так и дружины.

Положения ст. 8 Закона, касающиеся организации объектовой добровольной пожарной охраны, по сути, предусматривают создание юридического лица внутри уже существующей организации, в свою очередь также являющейся юридическим лицом. Эти положения вызывают тотальное непонимание руководителей организаций при реализации Закона на практике. При этом последние выражают полную поддержку вопросам развития добровольной пожарной охраны на объектах, признавая эту работу чрезвычайно важной и актуальной. Сомнению подвергается только форма данной работы.

На наш взгляд, положения ст. 8 Закона, касающиеся механизма создания объектовой добровольной пожарной охраны, должны быть кардинальным образом переработаны. В новой редакции рассматриваемых норм необходимо предусмотреть отдельный механизм создания объектовой добровольной пожарной охраны, самым логичным из которых будет являться организация объектовых подразделений добровольной пожарной охраны на основании приказа руководителя объекта с разработкой положения о подразделении без создания отдельного юридического лица.

В целом такая организационно-правовая форма выйдет за пределы предмета правового регулирования Закона и потребует корректировки не только ст. 8 Закона, но и базовых его норм, регламентирующих положения о том, что добровольная пожарная охрана создается только в форме общественных объединений. Но, на наш взгляд, такие изменения внесут зерно рационализма в процесс правотворчества и качественно повлияют на развитие объектовой добровольной пожарной охраны.

Основным системным недостатком Закона является то, что ни на один из уровней власти не возложена прямая обязанность по организации деятельности подразделений добровольной пожарной охраны, оказанию ей финансовой и материально-технической поддержки. Кроме того, положения Закона вообще не предусматривают возможности создания подразделений добровольной пожарной охраны самими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Как уже говорилось выше, Закон прежде всего направлен на решение проблемы тушения пожаров в отдаленных от райцентров муниципальных образованиях. И именно на разработку данной задачи должны быть нацелены основные его положения.

Органами публичной власти, уполномоченными на решение вопросов, связанных с обеспечением пожарной безопасности в отдаленных населенных пунктах, являются органы местного самоуправления поселений, которые в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон о пожарной безопасности) наделены полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

Практика реализации Закона о пожарной безопасности в России, нормы международного права подтверждают позицию, что деятельность по созданию и организации деятельности подразделений добровольной пожарной охраны возможно организовать с наибольшей эффективностью именно на уровне органов местного самоуправления поселений, являющихся наиболее приближенными к населению[4].

На сегодняшний день в Законе отсутствует такой механизм. Предусматривается только право оказания поддержки органами местного самоуправления добровольной пожарной охране без непосредственного участия в ее деятельности.

На наш взгляд, Закон требует детальной переработки в части, касающейся наделения органов местного самоуправления полномочиями по созданию, организации деятельности общественных учреждений пожарной охраны на территории муниципального образования.

В связи с этим потребуется корректировка ст. 19 Закона о пожарной безопасности, предусматривающей в качестве полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности «создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах». Предлагаем следующую формулировку данного положения: «организация деятельности добровольной пожарной охраны на территории муниципального образования». Применение данной нормы позволит органам местного самоуправления самостоятельно создавать, организовывать деятельность, реорганизовывать общественные объединения и подразделения добровольной пожарной охраны, что позволит максимально эффективно решать вопрос тушения пожаров на территории муниципальных образований.

Механизм внесения предлагаемых изменений достаточно сложен, так как выходит за рамки законодательства в области пожарной безопасности. Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусматривается создание общественных объединений только юридическими лицами — общественными объединениями, коими органы местного самоуправления не являются. На наш взгляд, положения данного закона также требуют пересмотра. Налицо необходимость наделения органов местного самоуправления полномочиями по самостоятельному созданию общественных объединений, деятельность которых направлена на обеспечение безопасности муниципального образования. Данные изменения смогут положительно повлиять на развитие волонтерства не только в области пожарной безопасности, но и в других сферах деятельности, таких как охрана общественного порядка, поиск пропавших людей, спасение людей на водных объектах и др.

Безусловным проблемным аспектом Закона является вопрос финансирования данной деятельности. При передаче органам местного самоуправления прав по организации деятельности добровольной пожарной охраны этот вопрос также будет решен.

Наделение местных органов власти вышеназванными полномочиями потребует проработки отдельного механизма финансирования, но это будут гораздо меньшие затраты, чем расходы на содержание профессиональной пожарной охраны. Без проработки механизма финансового обеспечения предлагаемые изменения не будут иметь смысла.

Решение вопроса с финансированием позволит урегулировать такие проблемные на сегодняшний день аспекты Закона, как страхование, медицинское освидетельствование добровольцев, оплата командировочных расходов для обучения, вопросы материально-технического обеспечения подразделений добровольной пожарной охраны.

В качестве примера можно привести Гессенский закон о противопожарной защите, общей помощи и чрезвычайных ситуациях 2009 года (Германия), где четко определено, что в каждом округе (муниципальном образовании) должны (а не могут) создаваться районные пожарные службы, четко прописаны механизмы финансирования, материально-технического обеспечения добровольной пожарной охраны, а также детально регламентировано разграничение полномочий между общественными объединениями (коммунами), органами местного самоуправления, органами власти (земли)[5].

На сегодняшний день Германия является одной из стран с самой развитой системой добровольной пожарной охраны: достаточно только сказать, что в городах с численностью населения до 50 тыс. человек профессиональная пожарная охрана отсутствует вообще, такие города успешно защищают добровольцы.

Еще одной существенной и, на наш взгляд, системной проблемой Закона является отсутствие какого-нибудь реально действующего механизма (работающей системы) по вовлечению граждан в добровольческую деятельность. В Законе не разработан мотивационный инструмент, который может заинтересовать гражданина и повлиять на его самостоятельное решение по вступлению в ряды добровольцев.

Речь идет об определенных льготах, которые будет получать человек, став добровольцем. Безусловно, здесь можно развить дискуссию о соотношении корысти и морали, но, на наш взгляд, активная гражданская позиция, выражающаяся в общественно полезной деятельности гражданина, должна поощряться государством.

К примеру, в СССР действовала очень простая и эффективная система: каждому добровольцу предоставлялось пять дополнительных оплачиваемых дней к отпуску, что служило неплохим мотивирующим фактором для вступления граждан в ряды добровольных пожарных. Вступив в добровольцы, граждане добросовестно исполняли свои обязанности, благодаря чему система добровольчества в области пожарной безопасности успешно работала до 90-х годов ХХ века.

Сегодня же Законом определено, что отпуск предоставляется добровольцу без сохранения заработной платы. Это не дает никаких преимуществ гражданину и не может выступать решающим критерием при принятии решения о вступлении в ряды добровольной пожарной охраны.

Предлагаем внести изменения в Закон, изложив ч. 7 ст. 18 в следующей редакции: «Добровольным пожарным территориальных подразделений добровольной пожарной охраны по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск с сохранением заработной платы продолжительностью от трех до десяти календарных дней».

Также нерешенной остается проблема денежной компенсации добровольцам, которые привлекаются к тушению пожаров в рабочее время с отрывом от основной работы. Частью 1 ст. 18 Закона определено, что освобождение от работы лица, являющегося добровольцем, осуществляется без сохранения за ним заработной платы, что не создает благоприятного климата для общения добровольца со своим работодателем, выступая, напротив, демотивационным фактором, а также вызывает ряд проблемных вопросов, включая сложный механизм компенсации добровольцу денежных средств общественным объединением пожарной охраны.

Предлагаем изложить ч. 1 ст. 18 Закона в следующей редакции: «Добровольные пожарные по месту работы или учебы освобождаются от работы или учебы с сохранением заработной платы (для работающих граждан), а также с сохранением за ними места работы или учебы, должности на время участия в тушении пожаров или несения ими службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо прохождения ими профессиональной подготовки, если их участие в тушении пожаров или несении службы (дежурства) либо профессиональная подготовка осуществляется в рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту работы или учебы добровольного пожарного».

Внесение предложенных изменений потребует разработки механизма компенсационных выплат, которые будут производиться работодателям добровольцев. Наиболее целесообразным представляется определить правила и порядок этих выплат на федеральном уровне за счет федерального бюджета, что позволит централизованно и системно решить данную проблему.

Новеллы помогут сформировать предпосылки для активного самостоятельного вступления граждан в ряды добровольных пожарных, что существенным образом повлияет на формирование их активной гражданской позиции и качественно повысит уровень правосознания.

Серьезным недостатком Закона также является отсутствие в нем правовых норм, регулирующих деятельность добровольных дружин юных пожарных. Вместе с тем дружины юных пожарных являются одной из самых распространенных форм вовлечения в добровольчество учащихся в возрасте от 10 до 18 лет, деятельность которых невозможно переоценить.

Работа с детьми и молодежью является немаловажным, а может быть, даже определяющим фактором в области развития добровольчества, так как культуру безопасного поведения необходимо прививать с детского возраста.

В целях правовой регламентации деятельности добровольных дружин юных пожарных предлагаем дополнить ст. 2 Закона ч. 7 следующего содержания: «7) добровольные дружины юных пожарных — добровольные объединения детей в возрасте от 10 до 18 лет, созданные в образовательных учреждениях, общественных объединениях пожарной охраны, с целью изучения основ обеспечения пожарной безопасности, воспитания культуры безопасного поведения и активной гражданской позиции, развития спортивных и творческих навыков, обеспечения занятости детей и молодежи».

В связи с предложенным дополнением необходимо будет разработать отдельные нормы Закона, устанавливающие порядок создания, реорганизации, ликвидации добровольных дружин юных пожарных, определяющие основные направления деятельности, ответственных лиц за организацию данной работы.

В заключение необходимо отметить, что описанные недостатки Закона нисколько не умаляют его значения в системе обеспечения пожарной безопасности: создана правовая основа формирования и деятельности добровольной пожарной охраны, урегулированы основные вопросы, связанные с участием в деятельности общественных объединений пожарной охраны органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Вместе с тем законодательство не является застывшей конструкцией, практика правоприменения свидетельствует о необходимости внесения определенных коррективов. Предложенные изменения Закона являются сегодня жизненной необходимостью для не прикрытых подразделениями пожарной охраны муниципальных образований. Корректировка Закона позволит развить добровольную пожарную охрану населенных пунктов, предприятий и организаций на более качественном уровне, станет правовой базой для деятельности добровольных дружин юных пожарных, даст возможность привлечь в ряды пожарных добровольцев дополнительные силы, а также послужит развитию волонтерства и в других сферах общественно полезной деятельности.

 

Библиография

1 Временные показатели прибытия на пожар установлены ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Техниче-

ский регламент о требованиях пожарной безопасности» // СЗ РФ. 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3579.

2 В истории пожарной охраны России есть два временных периода, в течение которых показала свою «сверхэффективность» развитая система добровольной пожарной охраны (начало XIХ века — 1917 год, 1960—1990 гг.). Дважды эта си-

стема была разрушена (в 1917 году и в 90-е годы ХХ века). Периоды отсутствия добровольной пожарной охраны наглядно продемонстрировали неэффективность системы обеспечения пожарной безопасности без такого компонента, как добровольная пожарная охрана.

3 Во всем цивилизованном мире удельный вес профессиональных пожарных команд в общем количестве всех видов пожарной охраны составляет не более 25%, основную же работу по ликвидации пожаров берут на себя добровольцы. В России эта цифра составляет более 90%.

 

Библиография

1 Временные показатели прибытия на пожар установлены ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» // СЗ РФ. 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3579.

2 В истории пожарной охраны России есть два временных периода, в течение которых показала свою «сверхэффективность» развитая система добровольной пожарной охраны (начало XIХ века — 1917 год, 1960—1990 гг.). Дважды эта система была разрушена (в 1917 году и в 90-е годы ХХ века). Периоды отсутствия добровольной пожарной охраны наглядно продемонстрировали неэффективность системы обеспечения пожарной безопасности без такого компонента, как добровольная пожарная охрана.

3 Во всем цивилизованном мире удельный вес профессиональных пожарных команд в общем количестве всех видов пожарной охраны составляет не более 25%, основную же работу по ликвидации пожаров берут на себя добровольцы. В России эта цифра составляет более 90%.

4 Европейская хартия местного самоуправления 1985 года // СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4466; Федеральный закон от 11.04.1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // Там же. № 15. Ст. 1695.

 

5 URL: http://www.64.mchs.gov.ru/news/detail.php?news=12655

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье на основании анализа текущей судебной практики показано, что критерии субъектного состава участников спора и характера спорного правоотношения не позволяют с должной степенью определенности отнести к полномочиям различных судов дела с участием органов, осуществляющих публичные полномочия, если предмет спора связан с осуществлением предпринимательской деятельности.
Добавлено: 04.03.2024
В статье исследуются вопросы, связанные с нормативно-правовым регулированием социализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Добавлено: 03.12.2023
В статье анализируется правовое регулирование организации деятельности общественного контроля на муниципальном уровне, приводятся примеры практической реализации формирования института общественного контроля на муниципальном уровне
Добавлено: 03.12.2023
В рамках использования базовых конституционных принципов в области образовательной политики следует обеспечивать целенаправленное улучшение российской образовательной системы и повышать авторитет Основного закона страны.
Добавлено: 12.05.2023
Статья посвящена анализу проекта федерального закона №40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Определяется перспектива развития местного самоуправления в Российской Федерации после его принятия
Добавлено: 04.05.2022