Е.Е. ИВАНОВА,
аспирантка ГУ Высшая школа экономики
Особыми субъектами международных кредитных отношений являются международные финансовые механизмы — Парижский и Лондонский клубы.
Отличительная особенность Парижского клуба заключается в том, что это — неформальное объединение стран-кредиторов, осуществляющих пересмотр условий погашения задолженности суверенных заемщиков с целью облегчения долгового бремени стран-дебиторов, столкнувшихся с трудностями в выполнении обязательств по внешнему долгу, путем реструктуризации или, при применении льготных условий урегулирования задолженности, посредством списания части их долговых обязательств. В отличие от Парижского, Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий.
Большое значение в исследовании особенностей участия международных финансовых механизмов в международных кредитных отношениях имеет изучение правовой природы, основных задач и организации деятельности Парижского и Лондонского клубов.
Изучение необходимо начать с уточнения, что учредительные акты, правила и процедура работы клубов не опубликованы (если вообще существуют) и во многом основываются на джентльменских соглашениях. Эти соглашения призваны координировать деятельность кредиторов, с тем чтобы не дать должнику использовать разобщенность кредиторов в свою пользу. По неофициальным данным, некоторые технические правила и процедуры клубов сведены в определенный сборник. Однако это не влияет на правосубъектность клубов, поскольку инкорпорированные акты не могут служить учредительными документами. Парижский и Лондонский клубы не являются международными организациями и не имеют фиксированного членства. В переговорном процессе в рамках клуба может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения.
Правовой статус такого рода учреждений, как Парижский и Лондонский клубы, иногда обозначается в литературе термином «параорганизации»[1]. На наш взгляд, следует согласиться с такой позицией, что Парижский клуб — это межгосударственный механизм, не имеющий статуса международной организации, созданный для выработки многосторонних договоренностей между странами-кредиторами и странами-должниками, испытывающими трудности с выплатой государственного долга, относительно пересмотра условий погашения их задолженности. В то же время Лондонский клуб представляет собой многосторонний механизм, не оформленный в виде международной организации и созданный с целью выработки договоренностей со странами-должниками, испытывающими трудности с выплатой внешнего долга.
Основными задачами клубов являются недопущение объявления государством-должником одностороннего моратория на выплату задолженности и возвращение его (должника) в общую систему международного кредитования, а также равномерное распределение между кредиторами бремени реорганизации долга.
Парижский клуб был основан в 1956 году. За 50 лет его работы достигнуто более 360 соглашений с 78 странами-должниками. За последние 20 лет прошла реструктуризация долгов на общую сумму свыше 407 млрд долл. США[2]. В настоящее время клуб объединяет 19 государств-кредиторов, являющихся его постоянными членами (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Российская Федерация, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), а также ряд стран-кредиторов, участвующих в деятельности клуба в рамках ad hoc negotiations (переговоры, организуемые на одноразовой основе для обсуждения конкретного вопроса). Переговоры ad hoc об условиях урегулирования задолженности стран-должников могут проходить в рамках Парижского клуба с привлечением государств-кредиторов, не участвующих в деятельности клуба на постоянной основе (Аргентина, Бразилия, Израиль, Корея, Кувейт, Марокко, Мексика, Новая Зеландия, ОАЭ, Португалия, Тринидад и Тобаго, Турция, ЮАР).
Среди традиционных участников переговоров в Парижском клубе — Международный валютный фонд, Всемирный банк, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которые дают членам клуба заключения об экономическом положении страны-должника. Ряд крупных должников, например Российская Федерация и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также обращаются в Парижский клуб.
Парижский клуб возглавляют председатель и два заместителя, которые являются высокопоставленными чиновниками казначейства Франции. Секретариат клуба объединяет порядка 15 сотрудников, также являющихся представителями казначейства. Сессии клуба проводятся 10—11 раз в году в формате Tour d'Horizon (краткий обзор), предусматривающем регулярное рассмотрение кредиторами текущей ситуации в странах-дебиторах, а также методологических и других аспектов деятельности клуба.
В рамках Парижского клуба в 2002 году была реструктурирована задолженность 14 стран (в 2000 году таких стран было 19, в 2001 — 17) на общую сумму свыше 19,2 млрд долл. США (против 23,2 млрд долл. США в 2001 году).
Лондонский клуб был сформирован в конце 1970-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран, в первую очередь развивающихся, регулярно обслуживать внешнюю задолженность, и в настоящее время объединяет около 600 коммерческих банков. Состав участников клуба непостоянен, как и количество и состав групп по реструктуризации внешнего долга разных стран. Лондонский клуб носит неформальный характер, поскольку его участники во взаимоотношениях между собой во многом придерживаются консенсуса, вырабатываемого в ходе конкретных переговоров, а не на основании заранее определенных технических правил и процедур[3].
В Лондонском клубе коммерческие банки, имеющие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют руководящий комитет — Банковский консультативный комитет — для защиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. Хотя в реструктуризации долга Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, в состав данного руководящего комитета входит не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90—95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть подписано.
Следует обратить внимание на то, что процедуры и организация работы в Лондонском клубе имеют намного более свободный характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны-должника.
Рассмотрим процедуру принятия решения о пересмотре условий кредитных соглашений в рамках Парижского и Лондонского клубов. Несмотря на отсутствие у Парижского клуба правового статуса международной организации, договоренности между его членами достигаются с учетом ряда неписаных правил и принципов клуба, регламентирующих выработку согласованных решений и защиту финансовых интересов кредиторов. Достигнутые договоренности о пересмотре условий погашения задолженности находят свое отражение в многосторонних меморандумах Парижского клуба.
Многосторонний меморандум — это согласованный членами клуба документ о принципах пересмотра условий погашения задолженности, подписываемый участвующими в урегулировании долга сторонами по итогам переговоров о реструктуризации. Меморандум не является юридически обязывающим документом, а представляет собой рекомендацию от глав делегаций участвующих стран-кредиторов национальным правительствам подписать с государством-дебитором соответствующее двустороннее соглашение о реализации согласованных принципов урегулирования долга. В тех случаях, когда в процессе урегулирования участвуют не все, а несколько стран-кредиторов, итоговый документ носит обычно название «Условия урегулирования», который направляется председателем Парижского клуба правительству государства-дебитора. В некоторых случаях многосторонние договоренности о реструктуризации задолженности могут носить название «Меморандум о взаимопонимании» либо «Соглашение с правительствами».
В многосторонний меморандум может вноситься так называемая оговорка доброй воли — положение, отражающее намерение участвующих стран-кредиторов вернуться к рассмотрению вопроса об урегулировании долга дебитора (в том числе о реструктуризации его обязательств и о предоставлении ему долгового облегчения) после окончания действия данного протокола или ранее — в случае надлежащего выполнения должником соответствующих условий. Поскольку в стандартном многостороннем меморандуме положение «оговорка доброй воли» отсутствует, его включение является, по сути, своеобразной уступкой должнику со стороны кредиторов. Исключением является реализация расширенной инициативы HIPC (Heavily Indebted Poor Countries — инициатива по списанию долгов беднейших стран с высоким уровнем внешней задолженности), в ходе которой в многосторонний меморандум автоматически включается положение о том, что при наступлении даты завершения инициативы кредиторы принимают на себя обязательство оказать стране — бенефициару инициативы помощь (т. е. списать часть долга), достаточную для достижения страной долговой устойчивости.
В многостороннем меморандуме иногда фиксируется условие «триггер», предусматривающее поэтапное введение в действие принятой клубом схемы реструктуризации задолженности страны-дебитора в случае выполнения последней ряда принципиальных условий (проведение необходимых экономических преобразований; отсутствие просроченной задолженности по обязательствам, которые в соответствии с меморандумом подлежат оплате в установленные сроки). В результате действия указанного положения процесс реализации подписанных многосторонних меморандумов разбивается на фазы.
Многосторонний меморандум содержит положение о вступлении в силу, отражающее условия, при которых договоренности вступают в силу. В настоящее время вступление многостороннего меморандума в силу определяется, в частности, следующими основными условиями: наличием программы экономических преобразований на предстоящий год; осуществлением дебитором платежей, предусмотренных протоколом; заключением дебитором двусторонних соглашений в рамках ранее подписанных многосторонних меморандумов.
Следует обратить внимание на то, что на основании многостороннего меморандума, который носит рекомендательный характер, в дальнейшем, после выверки задолженности по каждой стране-кредитору, подписываются двусторонние «имплементирующие» соглашения (имеющие юридическую силу) между правительствами кредитора и должника, которые содержат и нерегулируемые рекомендациями условия (например, размеры процентных ставок и графики платежей).
В двусторонних соглашениях фиксируется приемлемая для кредитора и дебитора рыночная процентная ставка. Она определяется с учетом размера процентных ставок по соответствующей валюте и рыночному инструменту аналогичной дюрации и включает так называемую комиссию за управление. Рыночная процентная ставка может быть как фиксированной, так и плавающей, но ее размер не включает в себя надбавку за страновый риск.
Парижским клубом используется понятие Due maturity — «сроки погашения платежа», которое означает сроки, по наступлении которых дебитор должен осуществить платежи по погашению и обслуживанию долга по предо-ставленным кредитам согласно индивидуально согласованному графику.
Таким образом, двусторонние соглашения — это соглашения, заключаемые должником с каждым из кредиторов с целью реализации согласованных принципов урегулирования долга, содержащихся в соответствующем многостороннем меморандуме Парижского клуба. Двусторонние соглашения являются правовой основой для изменения контрактных (оригинальных) условий погашения задолженности.
Подписанию соглашения об урегулировании задолженности в рамках Лондонского клуба обычно предшествует долгий период проведения переговоров и подписания предварительных соглашений о порядке урегулирования долга, согласования рабочих документов, в частности документов по сверке размера и структуры долга. Таких этапов несколько, их очередность и содержание могут не совпадать.
На первом этапе процедуры в клубе объявляется мораторий, правовое значение которого заключается прежде всего в том, что исполнение обязательств по внешнему долгу приостанавливается на период ведения переговоров. Это может быть сделано принятием соответствующего заявления государства-должника или иного акта. Принятие такого акта освобождает должника от штрафных санкций за просрочку исполнения в период действия моратория.
На втором этапе проводится стратегическое планирование процесса реструктуризации долга, в ходе которого определяются сроки погашения, объемы и состав долга. При этом проводятся организационные мероприятия по выполнению подготовительных работ для установления, изменения и прекращения прав и обязанностей между кредиторами и должниками.
На третьем этапе создается Банковский консультативный комитет, функции и компетенция которого определяются соответствующим соглашением кредиторов. Вступая в процесс реструктуризации внешнего долга, Банковский консультативный комитет парафирует проекты определенных сделок. Однако в дальнейшем соглашения — как предварительные, так и окончательные — подписываются кредиторами и должниками на двусторонней основе.
Четвертый этап — составление меморандума о предоставлении достоверной информации страной-должником. Информация должна содержать данные об экономическом и финансовом развитии государства и его потенциальных возможностях в обслуживании и погашении долга с учетом обсуждаемых параметров реструктуризации.
Пятый этап — собрание кредиторов, на котором происходит их встреча с представителями должника и оценивается выполнение предусмотренных в меморандуме обязательств по предоставлению информации и предварительно оговариваются условия основного (базисного) соглашения о реструктуризации внешнего долга государства.
Шестой этап — переговоры кредиторов с должником о заключении двусторонних соглашений, окончательное согласование их условий и подписание.
Сложность и длительность переговоров во многом объясняется тем, что Лондонский клуб — это объединение коммерческих институтов (банков), которые руководствуются прежде всего собственными финансовыми интересами, а не политическими соображениями, и прибегать к методам политического давления здесь затруднительно.
В заключение необходимо отметить, что в практике Парижского и Лондонского клубов не имеется примеров, когда в качестве стороны кредитного соглашения выступал бы сам клуб как таковой. Поэтому можно сделать вывод о том, что клуб является механизмом, в задачу которого входит лишь организация встреч, переговоров и заключение сделок между кредиторами и должниками, а сам не заключает сделок от своего имени ни с должниками, ни с кредиторами.
Библиография
1 Подробнее об этом см.: Вельяминов Г.М., Шамсиев Х.Р. Международные параорганизации (клубы) и долги России // Государство и право. 1999. № 9. С. 102; Арсентьев Ю.А. Международные организационно-правовые механизмы кредитования и финансирования и Российская Федерация. — М., 2000. С. 144; Вельяминов Г.М. Социалистическая интеграция и международное право. — М., 1982. С. 113—114, 118—119; Богуславский М.М. Международное экономическое право. — М., 1986. С. 137; Шамсиев Х.Р. Лондонский и Парижский финансовые клубы // Московский журнал международного права. 1998. № 3. С. 234.Параорганизация — от греч. «рядом», «близко». Феномен существования в международных отношениях особых международных организаций, которые по своей правовой природе не являются международными организациями, международными конференциями или предварительными ступенями образования таковых, не нов. Отличительные признаки международных параорганизаций: 1) отсутствие учредительных документов, дающих основание рассматривать данные формирования в качестве субъектов международного (или национального) права. Наличие таких документов конфиденциального характера не меняет дела, поскольку для правовой личности непременным свойством является открытость статуса — способность отвечать по предъявляемым правовым претензиям со стороны других субъектов права; 2) отсутствие четко определенной внутренней организационной структуры и процедур работы, присущих традиционным международным организациям.
2 Арсентьев Ю.А. Указ. раб. С. 146.
3 Там же. С. 154.