Статья

Формальное и неформальное взаимодействие следователя  с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность,  при расследовании преступлений, совершенных молодежными группировками

Рассматриваются особенности взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, во время расследования преступлений, совершенных молодежными группировками.

УДК 343.985.7 

Страницы в журнале: 148-152

 

Н.С. Лисин,

 аспирант кафедры уголовного права, криминалистики и криминологии юридического факультета Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева Россия, Саранск nilisin@yandex.ru

 

Рассматриваются особенности взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, во время расследования преступлений, совершенных молодежными группировками. При этом обращается внимание на наличие зависимости между отличительными чертами такого взаимодействия и особенностями преступлений подобного рода. Рассматриваются формальные и неформальные методы взаимодействия, дается оценка их эффективности. Обращается внимание на то, что для решения многих задач, стоящих перед расследованием преступлений, совершенных молодежными группировками, используется неформальное взаимодействие.

Ключевые слова: молодежные преступные группировки, взаимодействие, расследование, оперативно-разыскные мероприятия.

 

Перед предварительным расследованием в качестве одной из основных задач стоит установление всех обстоятельств конкретного события, которое в результате проведения следственных и иных процессуальных действий может быть квалифицировано как преступление. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 2001 года (далее — УПК РФ) «при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию: 1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления)…». Причем в соответствии с ч. 1 ст. 86 УПК РФ «собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом». Это позволяет говорить о том, что «пусть не всегда, но в целом ряде случаев (т.е. конкретных уголовных дел) истина (не важно, объективная, юридическая или какая-то иная) все же устанавливается» [3, с. 229]. Установление истины является интересом, прежде всего, государственных органов и должностных лиц, выступающих на стороне обвинения. Истина для них — это в первую очередь средство для обличения виновного в совершении преступления лица. Она выступает в качестве средства, благодаря которому имеется возможность создать предпосылки для вынесения судом справедливого приговора. Создание таких предпосылок, по существу, возлагается на должностных лиц, уполномоченных на ведение предварительного расследования. Но постижение истины в уголовном судопроизводстве возможно лишь на основе собранных доказательств.

Природа доказательств состоит в том, что это один из видов информации, который в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством может быть использован для разрешения уголовных дел по существу. Так, доказательство «так же, как любой сигнал, имеет содержание — фактические данные, т.е. информацию, сведения о фактах, подлежащих установлению по делу» [6, с. 217]. Однако далеко не всякая информация может быть положена в основу решений, принимаемых по уголовным делам, а только та, которая соответствует предъявляемым законом требованиям. При этом в ходе предварительного расследования учитываются не только доказательства, но и иная информация, в частности полученная в результате проведения оперативно-разыскных мероприятий. Вдобавок использование данной информации позволяет максимально оптимизировать расследование и получать в ходе него доказательства, отвечающие всем критериям, установленным в законе. В связи с этим вполне очевидна взаимозависимость, состоящая в том, что чем более качественной является оперативно-разыскная информация, тем более качественными будут получаемые в ходе расследования доказательства.

Наличие такой взаимозависимости указывает на очевидность того, что получение подобной информации, а также последующее получение доказательств, весьма затруднительно, а порой и невозможно вне взаимодействия между следователями и оперативно-разыскными органами. Организация подобного взаимодействия обеспечивает целенаправленность расследования, а потому и его высокое качество. В связи с этим оно, как минимум, предполагает согласованность действий органов и должностных лиц, на которых возложено проведение оперативно-разыскных мероприятий, и следователя, а также возможность своевременного использования информации, полученной в результате проведения оперативно-разыскных мероприятий. Вполне справедливым кажется утверждение о том, что «отсутствие взаимодействия между следователями, ведущими расследование, и сотрудниками правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, приводит к тому, что виновные лица либо вовсе уходят от ответственности, либо несут наказание, несоразмерное совершенному ими деянию» [2, с. 198]. Следует отметить, что взаимодействие может иметь некие специфические черты, обусловленные особенностью расследуемых преступлений. Во многом это определяется спецификой сферы, в которой совершено преступление, способом и механизмом его совершения, а также особенностями личности лица, совершившего преступление.

Так, к примеру, Н.А. Подольный и А.Г. Ширманов пишут о том, что при расследовании компьютерных преступлений «на практике уже наблюдается перенос центра тяжести в ответственности за результаты расследования со следователя на сотрудника оперативной службы» [5, с. 11]. Авторы обращают внимание на то, что своеобразие компьютерных преступлений обуславливает особенность во взаимодействии между оперативно-разыскными органами и следователями, проявляющуюся в доминирующем положении сотрудников оперативно-разыскных подразделений по отношению к следователям, поскольку от них исходит инициатива при расследовании.

То же самое иногда наблюдается и при расследовании иных видов преступлений, в частности отдельных видов экономических преступлений. При расследовании преступлений, совершенных молодежными группировками, хотя и не наблюдается столь явного превалирования инициативы со стороны сотрудников, наделенных полномочиями по осуществлению оперативно-разыскной деятельности, значение оперативно-разыскной информации очень велико, что и определяет роль оперативных сотрудников во взаимодействии со следователями. Для правильного определения направления расследования в этом случае также необходима информация, полученная в результате проведения оперативно-разыскных мероприятий. Она нужна и для предотвращения предполагаемого противодействия расследованию со стороны молодежных преступных группировок.

Характеризуя в целом взаимодействие, которое может осуществляться при расследовании различных преступлений, следует отметить, что оно бывает самым разным. Например, строится по вертикали, когда следователь использует исключительно предоставленные ему законом властные полномочия, или по горизонтали, когда следователь организует свое взаимодействие с оперативно-разыскными органами и должностными лицами, основываясь на личных взаимоотношениях. Также возможно сочетание этих двух видов взаимодействия в зависимости от ситуации. Причем следует отметить, что каждый из описанных методов во многом обусловлен особенностями личности лиц, вступающих в такое взаимодействие.

Взаимодействие по вертикали основано на принципе «власть — подчинение» и полномочиях следователя, установленных законом. Так, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен давать обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий, а согласно ч. 2 ст. 163 УПК РФ «к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность». Иными словами, органы и лица, проводящие оперативно-разыскную деятельность, занимают подчиненное положение по отношению к следователю.

Несмотря на несомненную значимость названного метода, он далеко не всегда способен обеспечить ожидаемую следователем результативность. Причиной этого часто является то, что отношения, основанные на вертикальном взаимодействии, как правило, формализованы и оперативно-разыскные органы и должностные лица ограничиваются отписками на поручения следователя. Реальные же результаты в виде необходимой для расследования информации могут отсутствовать. Конечно, есть немало случаев, когда данный метод приносит вполне удовлетворительные результаты, которые оказываются полезными для расследования, однако необходимо признать, что его эффективность оставляет желать лучшего.

Взаимодействие по горизонтали более действенно, поскольку это взаимоотношение равноправных лиц, которое основано на взаимном понимании задач, стоящих перед расследованием, и того, что эти задачи необходимо решать не для галочки, а по совести. Можно даже говорить о том, что это взаимодействие, основанное на чувстве товарищества.

Такой метод обеспечивает быстроту и даже стремительность в решении возникающих задач. Оперативно-разыскная информация в кратчайшие сроки оказывается в распоряжении следователя, что позволяет использовать ее при выполнении следственных и иных процессуальных действий, а также решать задачи стратегии расследования. Взаимодействие по горизонтали позволяет оптимизировать процесс планирования расследования, а также своевременно корректировать имеющиеся планы расследования и проведения следственных действий в зависимости от складывающейся в конкретный момент ситуации.

Однако в чистом виде горизонтальный и вертикальный методы взаимодействия встречаются достаточно редко. Обычно применяется смешанный метод, который предполагает наличие как первого, так и второго. Ведь руководящая инициатива, которая признается законом за следователем, вовсе не означает, что между следователем и сотрудниками оперативно-разыскных органов не могут складываться личностные отношения. Равно как и использование метода, основанного на личных взаимоотношениях, вовсе не исключает и наличие определенных формальностей, выполнение которых необходимо в соответствии с действующим законодательством. Более того, использование формальных элементов метода «по вертикали» обеспечивает единообразие в понимании задач и специфики осуществляемого сотрудничества, что позволяет сделать его максимально эффективным. Вдобавок и сам следователь получает возможность анализировать результаты своего взаимодействия с оперативно-разыскными органами и должностными лицами.

В практике раскрытия и расследования преступлений, совершенных молодежными группировками, именно метод, сочетающий в себе формальные и неформальные личностные отношения, встречается наиболее часто. Одна из причин необходимости включения в отношения официального взаимодействия неформальных элементов состоит в требовании высокого уровня согласованности в действиях следователя и оперативно-разыскных органов. Следователь должен без всяких задержек получать всю оперативно-разыскную информацию, с тем чтобы иметь возможность своевременно корректировать свои действия, сделав их максимально эффективными. Более того, оперативно-разыскная информация является одним из элементов информационной базы расследования преступлений, совершенных молодежными группировками. Н.А. Подольный отмечает: «Особенностью расследования преступной деятельности молодежных формирований является то, что сбор сведений, используемых в его ходе, имеет два этапа: первый — сбор сведений службами правоохранительных органов, на которые возложено проведение оперативно-разыскной деятельности, до возбуждения уголовного дела, а следовательно, до начала расследования, а второй — уже в ходе расследования» [4, с. 32]. Исходя из этого, вполне очевидна необходимость самого тесного взаимодействия между следователем и оперативно-разыскными органами, основанного на неформальных взаимоотношениях. Ведь зачастую для успеха расследования следователю необходима информация, которую оперативно-разыскные подразделения органов внутренних дел аккумулируют еще до возбуждения уголовного дела. Например, сведения об особенностях той или иной молодежной группировки, ее структуре, численности, персональном составе, криминальной направленности, взаимоотношениях с другими группировками и тому подобное. Подобная информация в полном объеме требуется уже на момент начала расследования, поскольку позволяет разработать наиболее оптимальный план расследования, включающий в себя организацию проведения первоначальных следственных действий.

Использование метода взаимодействия, основанного на взаимоотношениях «власть — подчинение», достаточно ограничено, поскольку закон не охватывает все случаи, когда интересы расследования требуют взаимодействия между следователем и оперативно-разыскными органами. Из анализа действующего законодательства вполне очевидно, что в нем предусмотрено только взаимодействие, которое может возникать между названными органами и должностными лицами только после возбуждения уголовного дела. В то же время при расследовании преступлений, совершенных молодежными криминальными группировками, важной для оптимизации расследования является информация, которую оперативно-разыскные органы получают еще до возбуждения уголовного дела и даже за пределами самого уголовного процесса, т.е. даже до стадии возбуждения уголовного дела. Кроме того, в законе не предусматривается такая широко практикуемая форма взаимодействия, как совместное составление плана расследования и проведение оперативно-разыскных мероприятий следователем и оперативно-разыскным органом. Данная форма взаимодействия имеет большое значение для оптимизации расследования, поскольку позволяет правильно оценить не только первоначальную ситуацию, но и направления, которые могут обеспечить результативность проводимых следственных и иных процессуальных действий, а также оперативно-разыскных мероприятий. Аналогичное взаимодействие имеет значение для планирования проведения тактических операций и комбинаций, а также следственных и иных процессуальных действий.

Уголовно-процессуальным законодательством также не предусматривается и оперативно-разыскное сопровождение расследования преступлений. Однако именно этот вид деятельности, основанный на теснейшем взаимодействии между следователем и оперативно-разыскным органом, обеспечивает расследование информацией, которая способна предотвратить противодействие со стороны виновных в совершении преступления лиц, обеспечив тем самым полное и объективное установление обстоятельств совершенного преступления. Для расследования преступлений, совершенных молодежными криминальными группировками, оперативно-разыскное сопровождение является гарантом успеха деятельности следователя. Более того, оно обеспечивает движение уголовного дела не только на досудебных стадиях уголовного процесса, но и в судебном разбирательстве, что обеспечивает вынесение законного, обоснованного и справедливого приговора.

Взаимодействие, основанное на личностных, неформальных взаимоотношениях, отличается высокой продуктивностью, поскольку предполагает проявление инициативы со стороны должностных лиц правоохранительных органов, уполномоченных на выполнение оперативно-разыскных действий. Причем эта инициатива может касаться не только того, как и какие оперативно-разыскные мероприятия следует проводить, но и того, какие в конкретный момент расследования следственные действия наиболее уместны и могут обеспечить получение доказательств, уличающих виновных в совершении преступления лиц. Располагая оперативно-разыскной информацией, сотрудник оперативно-разыскного органа имеет возможность не только предоставить ее в распоряжение следователя, но и дать пояснения относительно того, как эту информацию использовать при расследовании. Также он может дать совет относительно наиболее эффективных в данной ситуации действий следователя. Такое взаимодействие вполне можно охарактеризовать как сотрудничество, когда лица, вступающие в него, прислушиваются к мнению друг друга и взаимно стремятся обеспечить высокое качество выполняемых ими действий.

Чтобы успешно бороться с молодежной организованной преступностью, важно знать «слабые места указанного явления, которые можно было бы использовать для расследования составляющих его преступлений» [1, c. 96]. Но также необходимо знать и находить слабые места и в каждом конкретном преступлении, совершенном молодежными криминальными группировками. Решению этого вопроса способствует правильно организованное взаимодействие следователя с оперативно-разыскными органами. Такое взаимодействие является фактором, способным существенно повысить эффективность расследования подобных преступлений.

 

 

Список литературы

 

1. Подольный Н.А. Криминалистически значимые черты молодежной организованной преступности как средство повышения эффективности расследования преступлений, совершаемых молодежными организованными группировками // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 11(302). С. 96.

2. Подольный Н.А. Некоторые проблемы расследования коррупционных преступлений // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2012. № 1(2).  С. 198.

3. Подольный Н.А. Объективная истина, или Каким быть уголовному процессу России // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2012. № 4(5). С. 229.

4. Подольный Н.А. Теоретические и практические основы раскрытия и расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группировками: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2007. С. 32.

5. Подольный Н.А., Ширманов А.Г. Некоторые особенности выявления, раскрытия и расследования компьютерных преступлений // Российский следователь. 2004. № 1. С. 11.

 

6. Теория доказательств в советском уголовном процессе / отв. ред. Н.В. Жогин. — М.: Юрид. лит., 1973. С. 217.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье анализируется актуальные проблемы взаимодействия органов внутренних дел на районном и региональном уровне в сфере миграции
Добавлено: 06.10.2024
Автор рассматривает особенности правовой категории «военная травма» и подход к ее определению правоприменителем. Анализируются механизм проведения должностными лицами расследования получения военнослужащим военной травмы и представление доказательств при нанесении ущерба здоровью военнослужащего
Добавлено: 02.08.2024
В рамках статьи раскрыты тактические особенности производства некоторых следственных действий по уголовным делам, возбужденным по фактам незаконной рубки лесных насаждений, даны необходимые рекомендации по их применению
Добавлено: 05.07.2024
Цель данного исследования — выявление проблемных аспектов формирования современного гражданского общества в Российской Федерации. Применялись аналитический, диалектический и другие методы исследования
Добавлено: 05.07.2024
Цель данного исследования — выявление перспектив и стратегических направлений развития институтов гражданского общества в России. Применялись аналитический и другие методы исследования. С учетом взглядов современных ученых сформулировано актуальное определение понятия «гражданское общество».
Добавлено: 06.04.2024