Мухаммед Юсеф Ибрахим аль-Марх,
аспирант РУДН
В Конституции Королевства Бахрейн сказано: «Учреждается Конституционный суд в составе председателя и шести членов, назначаемых королевским указом на срок, определяемый законом»[1].
Во исполнение Конституции вышел закон № 27/2002 в форме королевского указа «Об учреждении Конституционного суда». В статье 3 этого закона говорится:«Учреждается Конституционный суд в составе председателя и шести членов, назначаемых королевским указом на девятилетний срок, не подлежащий продлению. Первый состав Суда включает председателя и трех членов со сроком полномочий девять лет. Остальные три члена назначаются на шесть лет; впоследствии назначение будет производиться на девятилетний срок. Если место председателя или одного из членов Суда окажется вакантным вследствие отставки, смерти, нетрудоспособности или по какой-либо иной причине, издается королевский указ о назначении на это место иного лица сроком на девять лет»[2].
Юридический статус Конституционного суда в законе о его учреждении определяется в трех главах: «Учреждение и состав Суда; гарантии, предоставляемые членам суда, и их обязанности»; «Прерогативы и процессуальные нормы»; «Постановления и определения».
Бахрейнский законодатель уравнял порядок назначения председателя и членов суда: все они назначаются королевскими указами. Тем самым устранены возможные подозрения о том, что политические власти могут назначить новых членов или изменить их число ради достижения политических целей. Так, в частности, поступил в свое время президент США Рузвельт, захотевший увеличить число членов Верховного федерального суда, чтобы обеспечить поддержку этим судом своей экономической политики; эта попытка закончилась неудачей, так как не получила поддержки в Конгрессе[3].
Упоминание числа членов Конституционного суда в тексте конституции практикуется в ряде конституций мира. Например, французская конституция 1958 г. упоминает, что в состав Конституционного совета должно входить девять членов[4]. В конституции Италии 1948 г. сказано, что Конституционный суд должен состоять из пятнадцати членов[5]. Конституция Российской Федерации определяет, что в состав Конституционного суда входит 19 членов[6]. Конституция Объединенных Арабских Эмиратов также называет число членов Конституционного суда, которое должно равняться пяти.
В статье 28 бахрейнского закона «Об учреждении Конституционного суда» говорится: «Заседания суда считаются правомочными при условии, что на них присутствует Председатель и не менее четырех членов. Заседание принимает постановления и заключения большинством голосов присутствующих. Если голоса разделились поровну, принимается решение, поддержанное Председателем»[7].
Для назначения членом Конституционного суда кандидат, согласно закону, должен отвечать следующим условиям:
1) иметь гражданство Бахрейна, обладать гражданскими правами в полном объеме; в виде исключения из этого правила судьей может быть назначен гражданин какого-либо из арабских государств;
2) иметь безупречную биографию и пользоваться доброй репутацией;
3) ему должно исполниться полных 40 лет;
4) он должен иметь лицензию на занятие юридической деятельностью и не менее чем 15-летний опыт работы в области юриспруденции[8].
В статье 11 говорится:«Не допускается совмещение членства в Конституционном суде с членством в Консультативном совете, Палате депутатов или муниципальном совете, а также с пребыванием на государственной службе или занятием какой-либо иной профессиональной деятельностью»[9].
Согласно статье 6, «при Суде действует генеральная ассамблея, состоящая из всех его членов. Она рассматривает, помимо того, что перечислено в настоящем законе, вопросы, связанные с регламентом Суда, его внутренние вопросы и все дела, касающиеся его членов». Статья 7 гласит:«Генеральная ассамблея созывается по инициативе Председателя Суда; ее заседания считаются правомочными при условии присутствия на них большинства членов». В статье 8 говорится:«При Суде имеется генеральный секретариат в составе назначаемого королевским указом генерального секретаря и достаточного числа служащих. Полномочия председателя Суда в отношении этих служащих приравниваются к полномочиям министра, оговариваемым в законах и ведомственных положениях»[10].
Таким образом, Конституционный суд располагает комплексной процедурной системой, позволяющей ему осуществлять свою деятельность.
Назначение членов Конституционного суда бахрейнский законодатель предоставил политической власти. Так, в ст. 106 Конституции сказано:«Учреждается Конституционный суд в составе Председателя и шести членов, назначаемых королевским указом на устанавливаемый законом срок». Дабы избежать критики в связи с такой практикой назначения, законодатель предоставил членам суда определенные гарантии. Так, определено число членов суда, предусмотрена невозможность отстранения их от должности или перевод на другую работу без их согласия; заработная плата и вознаграждение председателя и членов суда определяются королевскими указами. Сам суд обладает прерогативой взыскивать со своих членов за все ошибки и неблаговидные поступки, которые им приписываются, что обеспечивает сохранение достоинства судей и их независимость от остальных властей. Принимаемые судом решения считаются окончательными и обжалованию не подлежат. Упрочивая и углубляя эти гарантии, статья 15 названного закона предусматривает, что «на членов Конституционного суда распространяются все гарантии, льготы, права и обязанности, которые установлены для судей Кассационного суда»[11].
Статья 1 закона «Об учреждении Конституционного суда» гласит:«В королевстве Бахрейн учреждается Конституционный суд, являющийся самостоятельным и независимым судебным органом». Независимость суда представляет собой одну из необходимых норм юстиции, важнейшее условие справедливого судопроизводства. Суд, рассматривающий тяжбы и выносящий по ним решения, должен быть независимым и беспристрастным[12].
Независимость судов обеспечивается принципом разделения властей, применяемым в демократических обществах. Этот принцип предполагает, что для отправления разных государственных функций должны существовать независимые органы: одни — для законотворчества, другие — для исполнения законов, третьи — для судопроизводства. Каждая ветвь власти имеет определенную специализацию и не может выйти за ее рамки, не посягая на прерогативы остальных ветвей[13]. Беспристрастность суда служит залогом справедливого разбирательства дела. Судья не должен быть так или иначе заинтересован в его исходе или обладать какой-либо предварительной информацией о конфликте. Предполагается, что судьи далеки от каких-либо личных склонностей и симпатий, не отдают предпочтения одному человеку перед другим. Быть справедливым судьей —значит судить без страха и упрека ради торжества истины[14].
Одна из функций суда заключается в том, «чтобы быть арбитром во время конфликта между государственными органами и гражданами, если граждане имеют претензии к государству, а не государство к гражданам»[15]. В стремлении обеспечить независимость судопроизводства бахрейнская конституция предусматривает (ст. 104-б): «Над судьей, исполняющим свои служебные обязанности, не существует никакой власти. Вмешательство в отправление правосудия недопустимо. Закон обеспечивает независимость судопроизводства, определяет гарантии, предоставляемые судьям, и содержат касающиеся их положения»[16].
Независимость Конституционного суда Бахрейна определяется следующими обстоятельствами:
1) при суде действует генеральная ассамблея, состоящая из всех его членов; она рассматривает вопросы, касающиеся регламента, внутренние вопросы суда и все дела, затрагивающие его членов;
2) Конституционный суд пользуется административной независимостью. Согласно закону о его учреждении, суд имеет генеральный секретариат, в отношении служащих которого председатель суда имеет те же полномочия, которыми пользуется министр в отношении служащих министерства[17].
Генеральный секретариат регистрирует иски и запросы, поступающие в Конституционный суд, в день их поступления или направляет их в специально созданный для этой цели архив[18]. Генеральный секретарь своевременно оповещает лиц, имеющих отношение к постановлениям и искам4. Генеральный секретариат принимает документы и заявления от тяжущихся сторон[19], вручает досье председателю суда, который определяет дату заседания, на котором будет рассматриваться тот или иной иск или запрос[20]. Секретариат со всеми своими служащими подчиняется председателю суда, который имеет власть назначать, продвигать по служебной лестнице, высказывать порицания и предпринимать в отношении этих служащих дисциплинарные меры. Это и означает, что Конституционный суд пользуется административной независимостью во всем, что связано с его деятельностью.
В статье 106 Конституции Королевства Бахрейн говорится: «Законом устанавливаются нормы, обеспечивающие недопустимость отстранения членов Конституционного суда от занимаемой должности»[21]. Во исполнение этого положения бахрейнский законодатель постановил, что «члены Суда не могут быть отстранены от должности или переведены на другую работу без их согласия»[22] и что на них «распространяются все гарантии, льготы, права и обязанности, установленные для судей Кассационного суда»[23].
Законодатель озаботился также изысканием достаточных финансовых средств, обеспечивающих членам Конституционного суда достойное существование и высокий общественный статус, установив, что«заработная плата и вознаграждение Председателя и членов Суда определяются королевским указом»[24]. Таким образом, законодатель оставил определение заработной платы и вознаграждения судей Конституционного суда на усмотрение короля, не увязывая их с нормами материального обеспечения гражданских служащих.
Положения закона № 42/2002 «О судебной власти», распространяющиеся на судей Кассационного суда, в равной мере распространяются на судей Конституционного суда. В частности, «судьи не могут быть отстранены от занимаемой ими должности иначе как в случаях и в порядке, оговариваемых в настоящем законе»[25]. Конкретно такие случаи прописаны в том же законе: это, в частности, увольнение в качестве дисциплинарного наказания, налагаемого Дисциплинарным советом, который формируется Верховным советом юриспруденции. Кроме того, закон допускает, чтобы Дисциплинарный совет временно отстранил судью от исполнения своих служебных обязанностей, если сочтет, что необходимо провести в отношении этого судьи дисциплинарное расследование.
Для обеспечения независимости и беспристрастности судей законодатель наложил на них следующие ограничения:
1) член Конституционного суда не должен совмещать членство в суде с членством в Консультативном совете, Палате депутатов или муниципальном совете, а также с пребыванием на государственной службе или занятием какой-либо иной профессиональной деятельностью[26];
2) недопустимо, чтобы членов суда порочила какая-либо сторона, характер деятельности которой противоречит функциям Конституционного суда в соответствии с определением, выносимым генеральным секретарем Конституционного суда;
3) если член суда уже высказывал прежде свое мнение по вопросу, внесенному на рассмотрение суда, он обязан уведомить об этом остальных судей и не принимать участия в обсуждении и вынесении постановления по данному вопросу[27];
4) перед тем как приступить к исполнению своих обязанностей, председатель и члены суда приносят королю следующую клятву: «Клянусь Великим Аллахом уважать Конституцию и закон и судить по справедливости»[28];
5) до вынесения приговора член суда не вправе высказывать кому бы то ни было свое мнение по внесенному на рассмотрение делу, давать советы тяжущимся сторонам или их представителям, прямо или косвенно разговаривать с ними об этом деле[29];
6) член Конституционного суда не должен заниматься политической деятельностью или высказывать свое мнение по политическим вопросам. Он не должен выдвигать свою кандидатуру на всеобщих выборах. В случае нарушения этого условия он считается отстраненным от должности с даты выдвижения им своей кандидатуры на выборах[30].
Будучи самостоятельным и независимым судебным органом, Конституционный суд решает все свои внутренние вопросы и дела, касающиеся его членов, через посредство своей генеральной ассамблеи. Как сказано в статье 6 закона «Об учреждении Конституционного суда», только генеральная ассамблея вправе принимать дисциплинарные меры в отношении своих членов в случае, если имело место то или иное нарушение и возникла необходимость в дисциплинарном воздействии на члена суда.
Библиография
1 Конституция Королевства Бахрейн. 2002. Ст. 106.
2 Закон Королевства Бахрейн № 27/2002 «Об учреждении Конституционного суда». Ст. 3.
3 Рамзи аш-Шаер. Конституционное судопроизводство в Королевстве Бахрейн. Сравнительное исследование. — Манама. 2003. С. 305.
4 Конституция Франции 1958 года. Ст. 56.
5 Конституция Италии 1948 года. Ст. 135.
6 Конституция Российской Федерации 1993 года. Ст. 125.
7 Закон Королевства Бахрейн № 27/2002 «Об учреждении Конституционного суда». Ст. 28.
8 Закон Королевства Бахрейн № 27/2002 «Об учреждении Конституционного суда». Ст. 4.
9 Там же. Ст. 11.
10 Там же. Статьи 6—8.
11 Там же. Статьи 6, 9, 10, 15.
12 Всеобщая декларация прав человека. Ст. 10.
13 Сарват Бадауи. Политические системы. — Каир: Дар ан-Нахда аль-Арабийя, 1970. С. 142.
14 Яхья ар-Рифаи. Законодательные акты, касающиеся судебной власти. 1-е изд. — Каир: Нади аль-Кудат. Б/д. С. 41.
15 Чудаков М.Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран. — Минск: Харвест, 1998. С. 612.
16 Конституция Королевства Бахрейн. Ст. 104-б.
17 Закон Королевства Бахрейн «Об учреждении Конституционного суда» . Ст. 8.
18 Там же. Ст. 21-1.
19 Там же. Ст. 21-2.
20 Там же. Ст. 22.
21 Там же. Ст. 24.
22 Конституция Королевства Бахрейн. 2002. Ст. 106.
23 Закон Королевства Бахрейн «Об учреждении Конституционного суда». Ст. 9.
24 Там же. Ст. 15.
25 Там же. Ст. 10.
26 Закон № 42/2002 «О судебной власти». Ст. 24.
27 Закон № 27/2002 «Об учреждении Конституционного суда». Ст. 11.
28 Закон № 27/2002 «Об учреждении Конституционного суда». Ст. 12.
29 Там же. Ст. 5.
30 Закон № 42/2002 «О судебной власти». Ст. 28.
31 Там же. Ст. 30.