УДК 341.1/8
СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №7 2011 Страницы в журнале: 136-139
М.С. МЕЛЬКИН,
аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов
Рассмотрены основные вопросы, связанные с процессом формирования Экономического сообщества АСЕАН (АЕК), которое должно превратиться в общий рынок и единую производственную базу, с тем чтобы использовать все разнообразие условий в странах региона для трансформации АСЕАН в более динамичный и сильный сегмент глобальной экономики.
Ключевые слова: АСЕАН, сообщество, конкурентоспособность, рынок, регион.
The formation of the ASEAN Economic Community: international legal aspects
Melkin M.
The main issues related with the formation of the ASEAN Economic Community (ECA), which should become a single market and single production base, in order to use the diversity of conditions in the countries of the region to transform ASEAN into a more dynamic and stronger segment of the global economy.
Keywords: ASEAN, community, competitive, market, region.
АСЕАН — это международная межправительственная региональная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована в 1967 году в связи с подписанием в Бангкоке Декларации АСЕАН. Договорное оформление АСЕАН произошло в 1976 году на Бали, где были подписаны основные учреждающие документы: Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация согласия АСЕАН. В 2007 году был принят Устав АСЕАН, завершивший процесс укрепления международной правосубъектности. Сегодня в состав АСЕАН входят 10 стран: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Лаос, Кампучия, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. На данный момент статус наблюдателя имеет Папуа — Новая Гвинея, а в 2002 году заявку на получение статуса наблюдателя подал Восточный Тимор.
В 2003 году на IX саммите АСЕАН было принято решение о начале формирования Экономического сообщества АСЕАН (АЕК), за образец которого было принято Европейское экономическое сообщество.
Во второй Декларации согласия 2003 года (Балийское согласие II)[1] лидеры АСЕАН поставили задачу построить к 2020 году стабильную, процветающую, конкурентоспособную региональную экономику со свободным движением товаров, услуг, инвестиций, с более равномерным уровнем развития и меньшей степенью социально-экономического неравенства. Сообщество (по замыслу создателей) должно превратиться в общий рынок и единую производственную базу для того, чтобы использовать все разнообразие условий в странах региона для трансформации АСЕАН в более динамичный и сильный сегмент глобальной экономики.
В ноябре 2007 года данное решение (с учетом изменения сроков его реализации к 2015 году) получило закрепление в программе строительства АЕК[2], одобренной одновременно с Уставом АСЕАН. Новый формат должен обеспечить развитие взаимных связей стран—членов АСЕАН во всех сферах экономики. Это не только торговля и инвестиции, но и энергетика, сельское хозяйство, финансы, транспорт и связь, образование и научные исследования.
Создание Экономического сообщества АСЕАН должно привести к завершению экономической интеграции, а непосредственно сотрудничество в сферах торговли, инвестиций и пр. — выступить основной движущей силой экономического роста стран Юго-Восточной Азии. По оценкам специалистов, к намеченному участниками сроку возможно образование зоны свободной торговли (далее — ЗСТ), дополненной некоторыми элементами общего рынка[3]. По прогнозам, в XXI веке следует ожидать инициативы членов АСЕАН по формированию таможенного союза, что повысит единство и привлекательность регионального рынка.
Премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун, выступая на ХIII саммите АСЕАН, подчеркивал, что интеграция сама по себе — это не цель, а средство, при помощи которого АСЕАН расширяет свое экономическое и политическое пространство. «Более интегрированная АСЕАН, — говорил он, — будет иметь больше возможностей для вовлечения внешних партнеров и расширения связей с крупнейшими экономиками в регионе и за его пределами. Представ перед миром более сплоченным и консолидированным объединением, мы сможем полностью использовать открывающиеся вокруг нас возможности и играть более важную роль в делах региона»[4].
По мнению лидеров АСЕАН, члены ассоциации должны объединять свои усилия хотя бы для того, чтобы просто выжить. Подъем Индии и Китая изменил весь стратегический ландшафт и создал новую динамику развития в Азии. Как считают эксперты, АСЕАН предстоит принять решительные меры, чтобы стать сильной и эффективной группировкой, полноценным партнером новых азиатских лидеров. «Многие инвесторы смотрят на АСЕАН как на десять изолированных национальных экономик, слишком малых, чтобы обращать на них внимание. Если интеграция АСЕАН будет тормозиться, в то время как другие страны Азии пойдут вперед, мы останемся далеко позади и с нами вообще перестанут считаться»[5].
Тем не менее АЕК как конечная цель интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии пока не имеет четкого определения, и его создатели с этим не спешат. В мировой практике известны различные стадии экономической интеграции. АЕК — это, очевидно, нечто большее, чем ЗСТ, но еще не общий рынок. Не все члены АСЕАН через несколько лет будут готовы к более глубокой интеграции. Никто не ожидает, например, скорого введения единой валюты или единого рынка труда. Большие различия в уровнях развития и интересах стран—членов ассоциации заставляют их проявлять чрезвычайную осторожность при переходе с одной ступени сближения на другую. Как и в вопросах безопасности, первостепенное значение придается не прогрессу, а самому процессу.
Конкретные цели взаимодействия членов ассоциации в рамках АЕК обозначены в Уставе АСЕАН следующим образом:
— учредить новые институты и принять меры для ускорения реализации всех ранее достигнутых договоренностей в рамках Зоны свободной торговли АСЕАН (AFTA), Рамочного соглашения АСЕАН по услугам (AFAS) и Зоны инвестиций АСЕАН (AIA);
— активизировать взаимное сотрудничество в 11 приоритетных секторах (воздушный транспорт; агропромышленный комплекс; автомобилестроение; электроника; рыболовство; деревообрабатывающая, резинотехническая, текстильная и швейная промышленность; здравоохранение; туризм и электронная торговля (в 2008 году был добавлен еще один сектор — логистика));
— облегчить взаимные поездки представителей бизнеса, квалифицированных рабочих и студентов (в 2008 году было достигнуто соглашение о свободном обмене квалифицированными специалистами);
— совершенствовать механизм рассмотрения деловых споров, обеспечить реализацию обязывающих в правовом отношении решений по ним.
Из изложенного следует, что лидеры АСЕАН тяготеют к секторальному подходу и прежде всего стремятся налаживать тесное взаимодействие в приоритетных отраслях. С этой целью для каждой страны создана своя «дорожная карта» движения к АЕК.
В феврале 2009 года XIV саммит стран АСЕАН принял план строительства АЕК на период 2009—2015 гг., определяющий те приоритеты и действия, которые должны ускорить создание в Юго-Восточной Азии зоны свободного движения капиталов, товаров и услуг. Ради этого лидеры АСЕАН добиваются реализации принятых решений.
К 2010 году предполагалось завершить создание пяти основополагающих элементов АЕК, направленных на обеспечение полной либерализации товарной торговли; создание открытого режима для прямых инвестиций; проведение выборочной либерализации в сфере услуг; форсированное развитие инфраструктуры, особенно коммуникаций, связывающих новых членов (Вьетнам, Камбоджу, Лаос и Мьянму) с остальными участниками ассоциации; создание институциональных механизмов АЕК, в том числе органа для решения взаимных споров. Остальные элементы сообщества, которые также считаются «определяющими», должны появиться в ближайшее время.
Процесс создания АЕК по объективным причинам идет медленно. Многие эксперты утверждают, что Азии потребуется около полувека, чтобы довести интеграцию своей экономики до европейского уровня. Высказывается даже мнение, что из затеи с АЕК вообще ничего не выйдет без укрепления всех институтов и создания механизмов реализации уже принятых решений с некоторыми элементами принуждения[6].
Процессы интеграции идут крайне медленно, чередуясь с откатами назад. В связи с этим показательны действия более развитых членов АСЕАН (Сингапура, Таиланда и Филиппин): не дожидаясь готовности остальных, они начали самостоятельно заключать двусторонние соглашения о создании ЗСТ и подписали уже более 50 таких документов. Они считают, что эти соглашения позволяют странам проводить либерализацию в наиболее подходящие для них сроки. Единых рамок и принципов для внерегионального сотрудничества, в частности создания двусторонних ЗСТ, в АСЕАН не разработано.
Эта тенденция была с тревогой воспринята многими политическими и общественными деятелями стран АСЕАН. Особенно их беспокоили соглашения с более мощными внерегиональными партнерами — такими, как США, Мексика, Канада, Австралия и ЕС. Считается, что коалиции отдельных участников АСЕАН с такими партнерами создают реальную угрозу для самой АСЕАН. Многие указывают, что соглашения на двусторонней основе способны надолго застопорить процесс региональной интеграции. При отсутствии собственного экономического лидера АСЕАН постоянно рискует распасться на систему двусторонних связей членов ассоциации с более крупными партнерами в масштабе всего Азиатско-Тихоокеанского региона[7].
Одновременно АСЕАН как организация создает ЗСТ с отдельными странами других регионов. Так, в 2009 году подписано соглашение с Южной Кореей. С Китаем процесс создания ЗСТ (CAFTA) должен завершиться уже в 2010 году, с Индией — в 2011 году, с Японией — в 2012 году. Идут переговоры по этому вопросу с США, Канадой, ЕС и рядом других стран.
Сторонники подобного движения «на разных скоростях» убеждают, что все эти соглашения о ЗСТ в дальнейшем могут стать основой общей или значительно расширенной (хотя бы в границах Восточной Азии) ЗСТ с участием всех стран АСЕАН. Тем самым реализуется роль АСЕАН как главного двигателя интеграционных процессов в АТР по схеме: сначала три зоны по формуле АСЕАН + 1 (с Китаем, Японией и Южной Кореей), затем общая ЗСТ для всей группировки (АСЕАН + 3), далее Восточно-Азиатская ЗСТ с участием Индии, Австралии и Новой Зеландии и в еще более отдаленном будущем — ЗСТ, охватывающая весь Азиатско-Тихоокеанский регион. Противники этих действий предупреждают, что AFTA может быть просто поглощена более мощной группировкой АСЕАН + 3.
Все это лишь подтверждает опасения, что односторонние интересы отдельных стран АСЕАН могут помешать созданию к 2015 году в Юго-Восточной Азии единого регионального рынка.
За прошедшее время удалось во многом либерализовать условия торговли и инвестиций, ускорить развитие стран-участниц, общими усилиями преодолеть социально-экономическую отсталость самых слабых стран. Для более развитых региональных государств такое взаимодействие открыло обширные рынки дешевой рабочей силы, сбыта товаров и приложения капиталов, наукоемких технологий и знаний.
Практика АСЕАН показала, что ее участники имеют достаточно высокие собственные внутренние импульсы для дальнейшего экономического развития. Эти факторы обеспечили жизнеспособность ассоциации, хотя она неоднократно погружалась в состояние глубокого кризиса. Способность к преодолению возникающих проблем сделала ее привлекательной для участия других государств, что определило возможности расширения состава АСЕАН.
С учетом того, что в АСЕАН внутреннее разделение постепенно устраняется, можно констатировать тенденцию перехода от «малой» (узкой, локальной) интеграции к «большой» — в масштабах всей Юго-Восточной Азии. Данная тенденция, видимо, имеет глобальный характер. Общими формами и целями в социально-экономической сфере стали сначала взаимодействие в отдельных областях и проектах, а затем создание институтов на региональном уровне. Как показала практика, они осваиваются не все сразу, а по отдельности или в сочетании. Общие программы обычно имеют длительный цикл освоения (не менее 10 лет), что отражает сложность интеграционных процессов.
Современная тенденция усиления регионального сближения не в последнюю очередь порождена стремлением стран Юго-Восточной Азии защитить себя от гегемонии внешних сил, особенно таких глобальных держав, как США, Китай и Япония. Однако члены АСЕАН не выступают против привлечения великих держав и их финансовых резервов для решения региональных и собственных проблем. В последнее десятилетие на развитие ассоциации и отдельных ее членов особенно возросло влияние Китая.
Таким образом, эволюция АСЕАН непосредственно зависела от радикальных изменений в системе международных отношений в период после Второй мировой войны. Это предопределило длительность процесса создания полноценной региональной международной организации АСЕАН, который растянулся на 40 лет. Регионализм в Юго-Восточной Азии развивался в направлении от тесного сотрудничества в сфере политики и безопасности к укреплению его экономической составляющей, которая лишь на рубеже XX—XXI вв. стала определяющей этого процесса и получила воплощение в концепции создания триединого сообщества АСЕАН, фундаментом которого становится Экономическое сообщество.
В Юго-Восточной Азии уже более сорока лет формируется экономическое объединение с перспективой трансформации в общий рынок. На этом пути страны АСЕАН достигли существенных результатов, причем не только во внешней торговле за счет создания зоны свободной торговли, но и в других сферах хозяйственной деятельности (привлечение инвестиций, сотрудничество в промышленности, на транспорте и т. п.). Вместе с тем с 2003 года активно идет процесс создания Экономического сообщества АСЕАН, за образец которого было принято Европейское экономическое сообщество. Экономическое сообщество АСЕАН должно стать общим рынком и единой производственной базой, чтобы использовать все разнообразие условий в странах региона для превращения АСЕАН в более динамичный и сильный сегмент глобальной экономики. Экономическое сообщество АСЕАН предполагается полностью создать к 2015 году.
Библиография
1 Declaration of ASEAN Concord II (Bali Concord II) // www.aseansec.org/15159.htm
2 Strategic Schedule for ASEAN Economic Community // www.aseansec.org
3 См.: Потапов М. Куда идет экономическая интеграция в Восточной Азии? // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 9; Soesastro H. Accelerating ASEAN Economic Integration. March, 1. 2005 // www.csis.com
4 Opening Plenary Remarks by Prime Minister Lee Hsien Loong at the ASEAN Summit Singapore, Nov., 20. 2007 // www.aseansec.org
5 Ibid.
6 См.: Мазырин В.М., Локшин Г.М. Ход и перспективы экономической интеграции стран—членов АСЕАН // АСЕАН в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы / Л.Е. Васильев и др. / Отв. ред. Е.В. Кобелев, Г.М. Локшин, Н.П. Малетин. — М., 2010. С. 117.
7 См.: Southeast Asia (Bangkok), Feb., 23. 2007.