Статья

Формирование политико-правовой мысли о демократическом правовом социальном государстве

Анализируется процесс трансформации политико-правовой мысли о справедливом государственном устройстве в теорию о демократическом правовом социальном государстве.

УДК 340.12

Страницы в журнале: 12-15 

 

Л.А. ЮСУПОВА,

аспирант Поволжского кооперативного института Российского университета кооперации (г. Энгельс), адвокат Адвокатской палаты Саратовской области 534179@mail.ru

 

Анализируется  процесс трансформации политико-правовой мысли о справедливом государственном устройстве в теорию о демократическом правовом социальном государстве.

Ключевые слова: демократия, правовое государство, генезис, эволюция, конституция.

 

Formation of Political and Legal Thought of the Social Democratic Legal State

Yusupova L.

The article analyzes the process of transformation of the political, legal thought of a just political system in the theory of the social democratic legal state.

Keywords: democraticy, legal state, genesis, evolution and constitution.

 

С  принятием 12 декабря 1993 года Конституции (далее — Конституция РФ) Россия избрала путь построения демократического правового социального государства. В ст. 1 Конституции РФ закреплено: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство»; в ст. 7 — «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В современных условиях такой тип государственного бытия «выступает своего рода ориентиром, своеобразным эталоном и одновременно стратегической целью развития многих стран»[1].

В то же время пока нет теоретико-правовой доктрины демократического правового социального государства, не считая, конечно, отдельных научных исследований в этом направлении[2], а также концептуальных решений построения правового[3] и социального государства[4], в отдельности. Поэтому анализ процесса  формирования политико-правовой мысли о демократическом правовом социальном государстве с выявлением причин, его обусловивших, является весьма актуальным.

Хотя демократическое правовое социальное государство является плодом политико-правовой мысли XX столетия, его генезис уводит нас в античное время, когда мыслители были заняты поиском «принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти»[5].

Именно в этот период прослеживается процесс развития идеи о справедливом государственном устройстве на основе «хороших… законов». По мнению В.С. Нерсесянца, различные аспекты античного влияния на последующую теорию демократического правового социального государства «группируются вокруг тематики правового опосредования и оформления политических отношений»[6]. Сюда входят «справедливость устройства полиса (античного города-государства), его власти и его законов, разумное распределение полномочий между различными органами государства, различение правильных и неправильных форм правления, определяющая роль закона в полисной жизни при определении взаимоотношений государства и гражданина, значение законности как критерия классификации и характеристики различных форм правления и т. д.»[7]

Примером тому служат воззрения многих античных философов. Однако античные мыслители, впрочем, как и средневековые, а также мыслители эпохи Возрождения заложили лишь основу для последующего развития идеи о демократическом правовом социальном государстве в Новое время. Именно в Новое время теория демократического правового социального государства оформлялась как «внутренне согласованная разветвленная система идей». Важными предпосылками этого стали разработка концепции всеобщего мирового порядка в условиях мирового союза, «концепции договорного происхождения государства, разделения властей и неотчуждаемых прав и свобод человека». Их активное обсуждение «в нескольких вариантах началось… в преддверии формирования капиталистического общества, являющегося формально договорным»[8].

Позже представители немецкой классической философии, идя вслед за учеными XVIII века, и прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума, обратившись к идее закономерности исторического процесса, и в то же время являясь выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала непосредственно, выступала в качестве их собственного бытия[9], дали научное обоснование идеи справедливого государства, дифференцировав его на правовое и социальное государство.

С этого времени, с одной стороны, параллельно с теорией правового государства разрабатывается и теория социального государства. Достаточно вспомнить либеральную концепцию самоограничения государства изданными им нормами представителя немецкого юридического позитивизма Г. Еллинека[10] и концепцию социального государства австрийского юриста Ю. Офнера (1845—1924)[11]. Кроме того, Германия стала пионером реализации социальных идей и ценностей.

С другой стороны, в политико-правовой мысли наблюдается тенденция интеграции социального и правового государства, точнее, правовое государство наделяется социальными функциями. Особо этот процесс прослеживается у отечественных исследователей, после того как в 1879 году издается книга С.А. Муромцева «Определение и основное разделение права»[12], а в 1885 году — «Что такое догма права?»[13].  В «этих трудах была последовательно изложена стройная социально-научная теория права»[14].

Б.А. Кистяковский писал: «Русский научный мир может гордиться тем, что именно в русской научной юридической литературе раньше других было выдвинуто требование изучать право как социальное явление, <…> брать право в его осуществлении или в его воплощении в социальный факт <…> в его воплощении в правовых отношениях»[15].

Именно с этого времени «в условиях сохранения сильной самодержавной власти, в противоборстве… с идеями просвещенного абсолютизма»[16] в России в горячих спорах и дискуссиях развиваются совершенно новые направления и подходы к правовому государству. Так, упомянутый выше видный представитель русской либеральной философии права, социолог-теоретик Б.А. Кистяковский[17] рассматривал правовое государство как «правовую организацию народа»[18], как всеобъемлющую форму солидарности между людьми, имеющей своей целью всеобщее благо[19].

Б.А. Кистяковский делает упор на соотношении интересов общества и индивида, считая данный вопрос производным от проблемы соотношения права и государства, признавая при этом, что «полное единение государственной власти с народом, т. е. полное единство государства как идеальной социальной организации, осуществимо только в государстве будущего», «народном, или социалистическом, государстве»[20]. «В самом деле социалистическое государство должно быть прежде всего определенно демократически и народным. Но и современное правовое государство является по своим принципам безусловно демократическим»[21].

Социалистическое государство, по мнению Б.А. Кистяковского, «способно обеспечить единство, в том числе благодаря устранению анархии в общественном капиталистическом производстве. В социалистическом государстве не только расширятся уже существующие права, но и появятся социалистические права», например, право на труд, «что в совокупности позволит обеспечить право на достойное человеческое существование»[22]. Социалистический строй, «с юридической точки зрения» Б.А. Кистяковского, совершенно отличающейся «от позиции русских марксистов, для которых успех революции и торжество силы — высший закон», является «более последовательно проведенным правовым строем»[23]. Сторонники марксистской школы, развивающие социалистическую идею о государстве, были более категоричны. Так, последователь марксистской теории В.И. Ленин утверждал: «Все нации придут к социализму, это неизбежно»[24]. Поэтому единственно верным будет построение социалистического государства. Оно представляет собой политическую власть трудящегося большинства в условиях диктатуры, поскольку право «...есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права»[25]. Называя правовое государство буржуазным, В.И. Ленин противопоставлял его социалистическому государству[26].

В совокупности отечественная политико-правовая мысль конца XIX—начала XX века вплотную подошла к формулированию социального правового государства. Тем не менее отечественным исследователям не суждено было решить эту задачу. Понятие социального правового государства и его трактовку впервые представил Г. Геллер в 1930 году[27]. «Центральной идеей социального правового государства становится акцентирование прав гражданина на социальные гарантии со стороны государства. <…> С этого времени два понятия — “правовое государство” и “социальное государство” — не просто стали неразрывны, но некоторыми авторами используются как синонимы»[28].

Вслед за Г. Геллером в 1932 году Ф. Нойман в работе «Социальное правовое государство»[29]  изложил свое видение такого государства. Он считал, что социальное правовое государство следует понимать как общественный строй, базирующийся на правовой институциональной основе свободы и собственности с целью соучастия рабочих и профсоюзов в управлении экономикой и самоопределении их производственной судьбы[30].

Об этом несколько ранее в 1929 году говорил Э. Хейманн[31]. Он считал, «что носителем социальных идей в Европе выступает движение рабочих и других наемных тружеников. Именно им обязано своим рождением такое “инородное тело капитализма”, как социальная политика. Эта политика …смягчает и стабилизирует капитализм, обеспечивает «трансформацию капиталистического общества в социальное государство»[32]. Иначе говоря, социальное правовое государство «формируется не по инициативе правящих классов капитализма», а прежде всего «под влиянием общественно-политических движений и социальной динамики самого капитализма. В таких условиях власть вынуждена проводить социальные реформы и создавать систему социальных гарантий для населения». Примером тому служат социальные процессы, происходившие в странах Европы и Северной Америки в первой трети XX века. «Так, пенсионное обеспечение было введено в Италии (1919), Канаде (1927) и США (1935); страхование по безработице ввели в Италии (1919), Швеции (1934); семейные пособия — во Франции (1932), Италии (1936) и т. д.»[33] «Обозначение социального государства как правового явилось принципиальным для определения нового, социального качества государства»[34]. Социальные функции государства не только приобрели правовые основания. Они стали ведущими для государства, трансформируя в свою очередь его правовую основу. «Личные права человека стали краеугольным камнем всей правовой системы государства, определяя через избирательное право власть, через гражданские права политическую природу государства и его социальные обязанности и через социальные права его социальные функции. …Признание за социальным государством правовой основы означало придание социальным функциям обязательного характера. Собственно социальные функции стали неотъемлемой частью функциональной структуры государства. Произошла окончательная передача социальных функций от общества к государству»[35].

Начавшаяся в 1939 году Вторая мировая война, обусловленная падением Веймарской республики после прихода к власти в Германии в 1933 году фашистской партии во главе с А. Гитлером, прервала эволюционный процесс социального правового государства. После Второй мировой войны открылся новый этап в развитии теории и практики социального правового государства. Лидерство в этот период захватила Германия, в которой интерес к проблематике социального правового государства и неотъемлемого его элемента — демократии —  был обусловлен подготовкой и принятием новой конституции страны[36]. В результате в Основном законе ФРГ от 23 мая 1949 года провозглашается, что «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством» (ст. 20) и что «конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона» (ст. 28)[37]. Таким образом, впервые в практике конституционализма появилось понятие демократического правового социального государства как политическое и государственно-правовое установление[38].

Позже аналогичные положения были закреплены в базовых документах ряда других государств[39]. Так, согласно ст. 1 Конституции Франции от 4 октября 1958 года «Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всем гражданам, независимо от происхождения, расы или религии»[40]. В соответствии с п. 1 ст. 1 Конституции Испании от 27 декабря 1978 года «Испания конституируется в правовое демократическое социальное государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка справедливость, равенство и политический плюрализм»[41].

Итак, пройдя долгий эволюционный  путь, политико-правовая мысль о справедливом государственном устройстве, обусловленная социально-политическими процессами в ряде стран, была трансформирована в идею о демократическом правовом социальном государстве, выступающем на современном этапе  как  единый организм, в котором гармонично сосуществуют общественные и частные интересы.

 

Библиография

1 См.: Осейчук В.И. Конституционные основы строительства демократического правового социального государства в России: моногр. — Тюмень, 2006. С. 18.

2 См., например: Акмалова А.А., Капицын В.М. Предыстория и история социального правового государства // Научные труды РАЮН: в 3-х т. — М., 2008, Вып. 8 Т. 1. С. 604—609.

3 См., например: Симаков К.А. Модель правового государства по Конституции Российской Федерации // Гражданин и право. 2007. Февраль. № 2. С. 14—17; Вестов Ф.А. Правовое государство, власть и личность: историко-политический и правовой аспекты. — Саратов, 2010.

4 См., например: Постников В.Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики // Журнал российского права, 2005. № 1. Январь. С. 98—105; Нечаева Е.Г. Социальное государство: правовое понимание и практика. — М., 2007.

5 См.: Нерсесянц В.С. Философия права. — М., 1997. С. 94.

6 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. — М., 1999. С. 287—288.

7 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства.

8 См.: Ударцев С.Ф. Правовое государство: смысловые грани доктрины (из истории философии права) // Научные труды «Адилет» (Алматы). 2001. № 1 (9). С. 10.

9 См.: Философия / под ред. В.Н. Лавриненко. 3-е изд., исп. и доп. — М., 2007. С. 94.

10 См.: Еллинек Г. Общее учение о государстве. 2-е изд. — Спб., 1908. С. 265—267.

11 См.: Ofner J. Studien sozialer Jurisprudenz. — Wien, 1894.

12 Муромцев С. Определение и основное разделение права. — М., 1879.

13 Муромцев С. Что такое догма права? — М., 1885.

14 См.: Вестов Ф.А. Указ. соч. С. 34.

15 Кистяковский Б.А. Право как социальное явление // Вопросы права. — М., 1911. Кн. VIII . С. 103, 107, 111.

16 Марченко М.И. Проблемы теории государства и права. — М., 2008. С. 269.

17 См.: Миронюк М.Г. Политическая наука в лицах. Путеводитель по научным биографиям и концепциям видных представителей политической и социальной мысли. Серия: Научные доклады. № 138. — М., 2001. С. 112.

18 Кистяковский Б.А. Сущность государственной власти. — Ярославль, 1913. С. 6.

19 См.: Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. — М., 1916. С. 566.

20 Там же.

21 Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии и психологии. 1906. Ноябрь-декабрь. С. 497.

22 Там же.

23 Миронюк М.Г. Указ. соч. С. 116.

24 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. — М., 1973. Т. 30. С. 123.

25 Там же. Т. 33. С. 99.

26 См. там же. Т. 39. С. 66.

27 См.: Hermann H. Rechtsstaat oder Diktatlir. — Fr.am Main, 1930.

28 См.: Калашников С.В. Очерк теории социального государства. — М., 2006. С. 67—68.

29 См.: Neumann F. Sozialer Rechtsstaat. — Wien, 1932.

30 Цит. по: Джмиль И.А. Социальное государство: эволюция концепции // Веснік БДУ. Сер. 3. Паліталогія. 2007. № 1. С. 78—79.

31  См.: Heimann Е. Soziale Theorie des Kapitalismus. Theorie der Sotialpolitik. — Tubingen, 1929. S. 118.

32 Там же.

33 Джмиль И.А. Указ. соч. С. 78—79.

34 См.: Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства. Курс лекций. — М., 2012. С. 359.

35 См.: Калашников С.В. Указ. соч. С. 68.

36 См.: Джмиль И.А. Указ. соч. С. 79.

37 Конституции зарубежных государств: учеб. пособие. — М., 1996. С. 162, 165.

38 См.: Осейчук В.И. Указ. соч. С. 18.

39 См. там же. С. 18—19.

40 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / под общ. ред. Л.А. Окунькова. — М., 1997. С. 665.

 

41 Конституции стран Европейского союза. — М., 1999. С. 371.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Основным законом страны является конституция. Если она исполняется, то можно говорить о наличии конституционализма в стране, о гарантированности наиболее важных прав и свобод. В ином случае конституция носит фиктивный характер.
Добавлено: 01.12.2024
Развитие современного конституционализма, а также этапы становления конституционного права Азербайджанской Республики предполагают углубленное изучение и осмысление проблем государственно-правового строительства, происходящего в зарубежных странах
Добавлено: 05.07.2024
Современное закрепление в демократических странах мира на конституционном (государственном) уровне принципа равноправия личности связано как с многовековой историей его формирования, так и с динамичным развитием человеческой цивилизации, расширением круга ее субъектов, изменением их социального и правового статуса, непосредственной трансформацией содержания самого принципа
Добавлено: 05.07.2024
Рассматриваются нормы федерального законодательства, связанные с обеспечением добросовестной конкуренции при проведении электронных торгов, отмечается тенденция роста числа участников электронных торговых площадок при контрактации продукции.
Добавлено: 09.06.2024
Статья посвящена характеристике становления и развития политической системы Республики Беларусь в свете происходящих с 1990-х гг. по настоящее время конституционных реформ
Добавлено: 26.05.2024