УДК 340.143(091)
Страницы в журнале: 153-156
Е.С. ДЕМИНА,
аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского elenademina@list.ru
Исследуется вопрос формирования правовой доктрины в Шотландии в XVI—XVIII веках. Рассматриваются труды ведущих шотландских правоведов того времени, выявляются особенности работ, анализируется их влияние на развитие шотландского права.
Ключевые слова: правовая доктрина Шотландии, институциональные авторы, институциональные труды, Томас Крэйг, Джеймс Дэлримпл, Джордж Макензи, Эндрю Макдауэлл, Джон Эрскин.
Formation of the legal doctrine in Scotland in the XVI-XVIII centuries
Dyominа E.
The article deals with the question of formation of legal doctrine in Scotland in XVI—XVIII centuries. The author examines the papers of the leading Scottish legal writers of that time, reveals the particularities of the works, and analyses their influence upon the development of the Scottish law.
Keywords: legal doctrine of Scotland, institutional writers, institutional works, Thomas Craig, James Dalrymple, George Mackenzie, Andrew McDouall, John Erskine.
Важная особенность шотландского права со-стоит в том, что оно признает в качестве источника права не только судебные прецеденты и законодательные акты, но и правовую доктрину — некоторые трактаты шотландских юристов, пользующихся исключительным авторитетом.
В шотландской юридической литературе существует термин institutional writers — «институциональные авторы». К слову, именно в Шотландии первое и основное значение слова writer — «писатель», а также «юрист, адвокат». Термином institutional writers обозначается небольшая группа авторов, чьи работы (или, по крайней мере, некоторые из работ) рассматриваются как формальные источники права Шотландии. Соответственно работы указанных авторов, признанные источниками шотландского права, называются институциональными трудами (institutional works), т. е. имеют статус доктрины.
Научная доктрина, созданная выдающимися юристами Шотландии, оказала огромное влияние на развитие юридической науки и до настоящего времени остается неотъемлемой частью права этой страны.
В числе institutional writers можно назвать следующие имена: Томас Крэйг (Thomas Craig), Джеймс Дэлримпл (James Dalrymple), Джордж Макензи (George Mackenzie), Эндрю Макдауэлл (Andrew McDouall), Джон Эрскин (John Erskine) и др.
Рассмотрим их работы и роль в системе права Шотландии подробнее.
Одним из первых институциональных авторов стал Томас Крэйг (1538—1608). Его главная работа — «Феодальное право» («Jus Feudale») — была написана на традиционной для юридической науки того времени латыни. Это фундаментальный труд по феодальному праву в целом с указанием специфических особенностей его применения в Шотландии.
«Феодальное право» имело важное значение для становления и развития шотландской юридической науки. В Шотландии этот труд лег в основу направления legal writings — фундаментальных трудов юристов-теоретиков. До работы Крэйга единственными систематизированными источниками информации о содержании и применении шотландского права были так называемые Практики (Practicks), фактически представлявшие собой необработанное собрание судебных прецедентов. Кроме того, труд Крэйга стал одной из вех, одним из ключевых моментов в определении шотландского права как отдельной самобытной системы, отличной от континентального права, с одной стороны, и от английского — с другой.
Важнейшую роль в деле становления и развития шотландского права сыграл Джеймс Дэлримпл (1619—1695). Он преподавал в университете Глазго, в 1648 году стал адвокатом, а в 1657 году назначен судьей. С 1671 года и до конца своих дней был председателем Сессионного суда, что считалось вершиной юридической и судейской карьеры в Шотландии.
Огромный вклад в развитие шотландского права внесла его работа «Институты права Шотландии» («Institutions of the Law of Scotland»), впервые опубликованная в 1681 году и ставшая поворотным пунктом в истории шотландской юридической науки.
Дэлримпл является приверженцем теории естественного права. По его мнению, «право должно рассматриваться как рациональная дисциплина, имеющая основы, из которых могут быть сделаны все последующие выводы и заключения»[1]. В введении к работе он приводит первичное определение права как «веления здравомыслия»[2], далее отмечает, что право Шотландии «должно быть не иначе как «aequum et bonum (справедливым и добродетельным)»[3]. Дэлримпл предложил обоснованный и систематический подход к науке о праве: обоснованный — потому что он рассматривает справедливость как основной правовой принцип; систематический — потому что он предпринял попытку толкования права как логически последовательной и структурированной системы.
Важное значение работы «Институты права Шотландии» заключается в том, что это был первый труд, посвященный национальному праву Шотландии. Дэлримпл отмечал в предисловии, что намеревается «дать описание обычаев и права Шотландии таким образом, чтобы оно представляло ценность и интерес не только для судей и юристов, но также было бы полезно для всех людей»[4].
Источникам права Шотландии, в основном представленным в форме решений Сессионного суда, в работе отводится особое место. Автор отмечает, что значение элементов jus commune (общего права), римского, канонического и феодального права в правовой системе Шотландии нельзя игнорировать, однако не они играют определяющую роль. По его мнению, они могут применяться только при наличии пробелов в шотландском праве — когда в национальном праве отсутствуют рекомендации по урегулированию той или иной ситуации. Однако при этом указанные источники внешних систем права могут применяться только по причине (и при условии) соответствия содержащихся в них норм принципам справедливости и целесообразности. Тем не менее в «Институтах права Шотландии» Дэлримпл опирается в том числе и на работы европейских, в особенности голландских, ученых-правоведов.
В отличие от книги Крэйга, работа Дэлримпла не базируется на общем праве с описанием специфических особенностей его применения в Шотландии, но представляет собой подробное изложение системы шотландского права с учетом всех возможных его источников. Автор считает, что право Шотландии — это тщательно продуманная система, базирующаяся на принципах естественного права.
Появление работы Дэлримпла обозначило начало новой эпохи в развитии шотландского права как самодостаточной системы национального права. «Институты права Шотландии» стали своего рода образцом для других шотландских ученых-правоведов в том смысле, что данный труд дал систематизированное представление о шотландском праве.
Также у истоков шотландской юридической науки стоял Джордж Макензи (1636—1691). На протяжении многих лет он занимал пост лорда-адвоката — королевского советника и государственного обвинителя.
В 1684 году был опубликован его труд, называвшийся, как и книга Дэлримпла, «Институты права Шотландии» («Institutions of the Law of Scotland»). Работа Макензи была меньшей по объему, однако она также представляла собой всесторонний обзор гражданского права Шотландии. В частности, Макензи отвел законодательству ключевое место среди других источников права Шотландии, а также придал особое значение деятельности судов.
Вероятно, «Институты права Шотландии» Макензи были созданы по образцу широко известного источника римского права — «Институций Юстиниана», содержания которых автор придерживался, чтобы дать читателю первоначальное представление о шотландском праве. Макензи успешно выполнил данную функцию, так как его работы множество раз переиздавались, в том числе в течение полувека после его смерти — до того момента, когда в свет вышли «Принципы шотландского права» Эрскина.
Стоит также отметить роль Макензи в развитии уголовного права Шотландии. Его огромный и весьма ценный опыт нашел выражение в работе «Законы и обычаи Шотландии в области уголовного права» («The Laws and Customs of Scotland in Matters Criminal») (1678 г.), которая стала первым фундаментальным трудом по уголовному праву. Она имела огромное значение в XVII веке, однако в настоящее время практически не применяется в качестве правовой доктрины в связи с большими изменениями, произошедшими в шотландском уголовном праве. Так, в работе Макензи такое преступление, как государственная измена, описывается исключительно терминами римского права, в чем на данный момент нет никакой необходимости; а, например, такого состава преступления, как занятие черной магией, больше не существует.
Таким образом, Макензи внес существенный вклад в развитие юридической науки Шотландии в целом и уголовного права этой страны в частности.
Восемнадцатый век принес Шотландии два новых имени институциональных авторов — Эндрю Макдауэлл (1685—1760) и Джон Эрскин (1695—1768).
Макдауэлл был судьей Сессионного суда (назначен на эту должность в 1755 году). Его труд «Институт права Шотландии» («An Institute of the Law of Scotland») был издан в трех томах (1751—1753 гг.) и по масштабу больше похож на труд Дэлримпла, классификации которого (лишь с небольшими изменениями) он четко следует, чем на книгу Макензи. Это была институциональная работа в широком смысле, охватывающая все области частного права Шотландии. В ней содержатся ссылки как на применение римского права, так и на судебные прецеденты и законодательство.
Большинство правовых институтов Шотландии рассматриваются в сравнении с аналогичными институтами английского права. Вообще цель «Института права Шотландии» заключалась в том, чтобы представить целостность системы шотландского права путем ее сравнения и противопоставления системе английского права. Также она удовлетворила интерес шотландцев к английскому праву, возросший после принятия Акта об Унии (Acts of Union) 1707 года.
Что касается Джона Эрскина, он преподавал шотландское право в университете Эдинбурга с 1737 по 1765 год, известен своими работами «Принципы шотландского права» («The Principles of the Law of Scotland») (1754 г.) и «Институт права Шотландии» («An Institute of the Law of Scotland») (опубликована после смерти автора в 1773 году).
Первую из работ Эрскина обычно не считают формальным источником права, тем не менее она является институциональной в широком смысле, так как содержит первоначальные сведения о работе Макензи, основные положения которой Эрскин кратко излагает. Как и Макензи, он придерживается содержания «Институций Юстиниана», подобно Макдауэллу приводит многочисленные ссылки на гражданское право, отмечая, однако, что гражданскому праву не надо слепо следовать.
«Институт права Шотландии» — более амбициозный труд, нежели первая работа Эрскина. По объему он сравним с работами Дэлримпла и Макдауэлла. Также их можно рассматривать как равные по уровню раскрытого в работе материала и глубине исследования.
Последним из наиболее значимых институциональных авторов, чьи работы носили статус доктрины — источника шотландского права, стал Джордж Джозеф Белл (George Joseph Bell) (1770—1843).
С 1791 года он работал адвокатом, а затем возглавил кафедру шотландского права в университете Эдинбурга, сменив на посту Дэвида Юма, племянника знаменитого шотландского философа эпохи Просвещения Дэвида Юма.
В 1829 году Белл опубликовал работу «Принципы права Шотландии» («Principles of the Law of Scotland»), которая, так же как и «Принципы шотландского права» Эрскина, была задумана как учебное руководство для студентов, содержащее первоначальные сведения о шотландском праве, и как удобное справочное пособие для юристов.
Другой важнейшей работой Белла стали его «Комментарии к праву Шотландии и принципы коммерческого права» («Commentaries on the Law of Scotland and the Principles of Mercantile Jurisprudence»), являющиеся расширенной версией его труда «Курс права о банкротстве» («Treatise on the Law of Bankruptcy»), впервые опубликованного в 1800 году. «Комментарии» ознаменовали перелом в традиции написания институциональных работ, сложившейся в шотландском праве на протяжении XVII—XVIII веков.
Точкой отсчета в работе Белла был институт банкротства и коммерческое право в целом. Она впечатляет своим масштабом, однако четко не систематизирована и не отличается широтой охвата правовых вопросов по заявленной тематике, т. е. в области коммерческого права, в то время как данные характеристики являются основополагающими для институциональных работ. Работа Белла направлена на детальное рассмотрение отдельных аспектов в области коммерческого права (например, института банкротства), некоторые же вопросы в этой сфере игнорируются им вообще.
Также в исследовании просматривается использование английских авторитетных источников, к которым автор питал доверие. Одна из причин этого — фактическое прекращение регулярных контактов шотландских юристов с европейскими университетами, расположенными на континенте. Другая причина состоит в том, что в связи с началом индустриальной революции в Великобритании значительно окрепли связи между Англией и Шотландией.
Возможно, работа Белла ознаменовала собой и степень зрелости правовой системы Шотландии. Она служит свидетельством того, что пришло время для детализированных трудов, охватывающих отдельные аспекты шотландского права.
Помимо указанных авторов, были и другие шотландские юристы, создавшие значимые работы, в том числе и институциональные труды.
Одной из таких работ является, например, «Институты права Шотландии» («The Institutions of the Law of Scotland») Уильяма Форбса (William Forbes), другой фундаментальный труд которого — «Основная часть права Шотландии» («The Great Body of the Law of Scotland») — остается неопубликованным.
Форбс стал адвокатом в 1696 году, а в 1714 году получил должность профессора права в университете Глазго. Помимо авторства «Институтов права Шотландии», среди других его заслуг то, что он был ответственным за выпуск первого тома обзора решений Сессионного суда. Кроме того, Форбс написал несколько других трудов в различных областях шотландского права. Однако единственной его работой, имеющей статус институциональной, считается исследование «Институты права Шотландии».
Еще одним важным трудом в области права Шотландии стала книга «Принципы справедливости» («Principles of Equity») Генри Хоума (Henry Home) (1696—1782).
Хоум также знаменит тем, что опубликовал несколько томов «Решений Сессионного суда» («Decisions of the Court of Session»). Некоторые авторитетные источники считают его институциональным автором, даже более достойным называться институциональным, чем Макензи.
Значимым сочинением являются и «Лекции» («Lectures») Дэвида Юма (David Hume), написанные в период его работы на кафедре права Шотландии в университете Эдинбурга и опубликованные только после его смерти. Не отличающиеся оригинальностью и каким-либо новаторским подходом, они содержат полнейшее описание шотландского права с множеством ссылок на судебные решения. «Лекции» необычайно ценились студентами университета Эдинбурга, полезны и сейчас в связи с отображением в них шотландского права таким, каким оно было в XVIII—XIX веках.
Что касается уголовного права Шотландии, здесь стоит отметить следующие две работы, считающиеся институциональными.
Первая из них — вышеупомянутый труд Макензи «Законы и обычаи Шотландии в области уголовного права». Вторая серьезная работа — труд Дэвида Юма «Комментарии к праву Шотландии в отношении преступлений» («Commentaries on the Law of Scotland respecting Crimes») (1797 г.) — основана на широкомасштабном исследовании практики шотландских судов. Однако автор утверждает, что при существовании пробела в праве Шотландии для разрешения того или иного правового вопроса лучше обращаться за аналогией к английскому праву, нежели к римскому. Юм полагал, что английское общество породило лучшую модель права, в котором общественные традиции имеют большое влияние.
Дэвид Юм до сих пор считается в Шотландии авторитетным ученым в области уголовного права, на его работы постоянно ссылаются как в судебных решениях, так и в юридической литературе.
Другие труды в области уголовного права Шотландии, такие как исследования Арчибальда Элисона (Archibald Alison) (1757—1839) «Принципы уголовного права Шотландии» («Principles of the Criminal Law of Scotland») (1832 г.) и «Практика в области уголовного права Шотландии» («Practice of the Criminal Law of Scotland») (1833 г.), остаются на грани признания их институциональными работами.
Вообще тот рубеж, который позволяет делить работы на институциональные и неинституциональные, т. е. на являющиеся и не являющиеся доктриной в праве Шотландии, обусловлен практикой шотландских судов в XIX веке. Некоторые из них стали предметом частых ссылок в качестве авторитетных источников, к которым апеллировали судьи, в то время как от упоминания других трудов судьи вынуждены были отказаться.
Однако данная проблема не уникальна и существует не только в шотландском праве. Со сложностью разделения трудов ученых-правоведов на институциональные и неинституциональные также можно столкнуться в европейских странах — таких, например, как Франция или Нидерланды.
Таким образом, институциональные авторы имели огромное значение для развития права Шотландии.
Во-первых, они стали основоположниками теоретического направления в работах, посвященных юридическим вопросам (в противовес несистематизированным собраниям судебных прецедентов). Одни из них (Дэлримпл, Макензи) сформировали теоретические основы права Шотландии в целом. Другие (Белл, Юм) положили начало глубокому исследованию отдельных отраслей шотландского права.
Во-вторых, несомненное достоинство всех их работ — практическая составляющая.
С одной стороны, практическая ценность состоит в том, что в большинстве работ (Дэлримпл, Макензи, Белл) содержатся многочисленные ссылки на конкретные судебные решения по тем или иным правовым вопросам. Не будучи крупным специалистом в области шотландского права XVI—XVIII веков, знакомым с судебными прецедентами того времени, можно на основании институциональных трудов рассмотренных в настоящей статье авторов составить представление о шотландском праве в прошлом, а также настоящем времени, поскольку по некоторым проблемам правовая традиция не изменилась.
С другой стороны, практическая ценность этих работ состоит в том, что они сами стали источниками шотландского права, хотя и не столь значительными, как другие источники — законодательные акты и судебные прецеденты. Многие решения шотландских судов основаны на содержащихся в институциональных трудах положениях.
В-третьих, роль институциональных авторов — ученых-правоведов XVI—XVIII веков — огромна и в формировании правосознания шотландцев, развитии у них высокой правовой культуры и сохранении правовой традиции.
Библиография
1 Цит. по: Robinson O.F., Fergus T.D., Gordon W.M. European Legal History:.Sources and Institutions. Third Edition. — Oxford, 2000. P. 235.
2 Ibid.
3 Ibid.
4 Ibid.