УДК 342.51
Страницы в журнале: 32-34
А.М. ЕРЕМИН,
соискатель кафедры правосудия и процессуального права Саратовского государственного социально-экономического университета
Анализируется деятельность федеральных органов исполнительной власти. Определяется их структура, раскрываются основные направления взаимодействия с участием органов исполнительной власти.
Ключевые слова: федеральный орган исполнительной власти, взаимодействие, структура, орган государственной власти.
Forms of interaction of federal executive authorities at implementation of powers
Eremin A.
The activity of the federal bodies of executive power. Determined by their structure, were the most interaction with the executive branch.
Keywords: federal executive authorities, the interaction, the structure, of the organ of state power.
Деятельность федеральных органов исполнительной власти всегда построена на основе объективных характеристик их структурной и функциональной соподчиненности, при анализе которых в первую очередь выявляется проблема их взаимодействия для повышения эффективности осуществления полномочий.
В зависимости от характера полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также их правовых последствий выделяют следующие основные группы форм: внешние формы реализации полномочий, формы внутриорганизационной работы; правовые и неправовые формы. Особую значимость приобретают и формы, связанные с правоустановлением, правоприменением и правоохраной.
При этом формы управления обеспечивают возможность реализации управленческих функций и мероприятий практически во всех сферах и отраслях управления, а также областях государственной и общественной жизни.
Анализ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации предполагает использование устоявшихся форм и методов управленческих действий, что, на наш взгляд, позволяет акцентировать внимание на вопросе формирования и реализации процедур взаимодействия органов исполнительной власти. Как представляется, исследование этого вопроса должно найти позитивное отражение в формировании современной характеристики административного права.
Взаимодействие — сложный многоплановый феномен, характеризующий процесс воздействия объектов друг на друга и их непрерывное взаимное изменение с учетом достижения положительного результата[1].
Органы государственной власти зависимы друг от друга в процессе реализации собственных полномочий, а особенно при осуществлении тех, которые требуют прямого или косвенного участия других органов государственной власти[2].
Именно сегодня в рамках изменений структуры федеральных органов исполнительной власти согласно Указу Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»[3] и распоряжению Правительства РФ от 31.05.2012 № 865-р «Об исполнении Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 “О структуре федеральных органов исполнительной власти”»[4] вопросы формирования эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти приобретают новое звучание.
Научные исследования должны явиться основой формирования такого подхода к проблемам взаимодействия, как совместная или согласованная в пространстве и времени деятельность двух и более субъектов по достижению одной или нескольких целей. От того, насколько четко будет налажено взаимодействие этих органов, и будет зависеть эффективность государственного управления.
В целом взаимодействие с участием органов исполнительной власти может и должно осуществляться по следующим направлениям:
— между федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями;
— при внутренних процессах, обеспечивающих контрольно-надзорную деятельность и координацию внутриорганизационного характера со структурными подразделениями;
— между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
— между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
— между органами исполнительной власти и структурами гражданского общества;
— между органами исполнительной власти и СМИ;
— в рамках межотраслевого взаимодействия органов исполнительной власти[5].
Поэтапное закрепление основных форм и положений взаимодействия в нормативно-правовом регулировании имеет большое значение для осуществления полномочий федеральными органами исполнительной власти, однако эффективность взаимодействия непосредственно зависит от совокупности факторов, в том числе и субъективного характера, а следовательно, в реальной действительности взаимодействие иногда не достигает идеального уровня.
Согласно новой структуре федеральных органов исполнительной власти число министерств и федеральных агентств увеличено, а количество федеральных служб осталось на прежнем уровне. При этом в систему федеральных органов исполнительной власти внесены отдельные изменения, но большинство положений остались, по сути, прежними.
Анализ изменений структуры федеральных органов исполнительной власти показывает, что в число полномочий входит обязанность осуществлять взаимодействие только в виде информационного обмена согласно федеральным законам от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[6] и от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»[7]. Например, определена обязанность органов осуществлять межведомственное информационное взаимодействие в целях, связанных с предоставлением государственных или муниципальных услуг и/или ведением базовых государственных информационных ресурсов для предоставления таких услуг. А непредставление или несвоевременное представление органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации в запрашивающий орган не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги. Должностное лицо, не представившее (несвоевременно представившее) запрошенные и находящиеся в распоряжении соответствующих органов либо организации документ или информацию, подлежит административной, дисциплинарной или иной ответственности.
Однако не только информационное взаимодействие должно быть обеспечено всесторонним нормативно-правовым регулированием.
Возьмем как пример содержательные характеристики ряда административных регламентов взаимодействия[8], где в качестве форм взаимодействия указано на возможность:
— обобщения и распространения опыта;
— проведения совместных семинаров (конференций);
— организации стажировок;
— разработки методических рекомендаций;
— проведения мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений, защиту прав субъектов;
— осуществления информационного обмена сведениями, связанными с выполнением задач и функций;
— координации и проведения совместных исследований возникающих на практике проблем;
— обобщения практики применения норм законодательства Российской Федерации для определения единого подхода к их применению;
— взаимодействия со средствами массовой информации;
— организации единого документооборота;
— создания рабочих групп;
— формирования планов и программ совместных действий с указанием сроков их исполнения.
Указанный перечень форм взаимодействия не является закрытым и объективно должен быть расширен и доработан с учетом повышения эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.
Библиография
1 См.: Челпаченко О.А. Административно-правовые основы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности: дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2011. С. 121.
2 См.: Черкасов К.В. Взаимодействие как принцип деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 2. С. 63—64.
3 СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2754.
4 Документ опубликован не был.
5 См.: Челпаченко О.А. Указ. раб. С. 128.
6 СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.
7 Там же. 2010. № 31. Ст. 4179.
8 См., например: приказы МВД России № 879, Минздравсоцразвития России № 746 от 03.11.2006 «Об утверждении Регламента взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации» // Российская газета. 2006. 13 дек. № 280; Минюста России № 225, ФМС России № 240 от 07.10.2008 «Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной миграционной службы, их территориальных органов по контролю за исполнением вынесенных Министерством юстиции Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы» // Там же. 2008. 24 окт. № 223.