Реклама
Статья

Функции избирательной системы

Определение содержания функций избирательной системы, безусловно, значимо, поскольку отношения, возникающие в рамках избирательной системы государства по поводу выборов, охватывают широкий спектр общественной жизни, в том числе государственную, политическую, экономическую, социальную сферы, оказывая при этом диалектическое воздействие на них.

В.С. ЕЛИСТРАТОВА,
преподаватель Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, соискатель кафедры ТИГПКП Бурятского государственного университета
 
Определение содержания функций избирательной системы, безусловно, значимо, поскольку отношения, возникающие в рамках избирательной системы государства по поводу выборов, охватывают широкий спектр общественной жизни, в том числе государственную, политическую, экономическую, социальную сферы, оказывая при этом диалектическое воздействие на них. 
 
Содержание общедемократических функций избирательной системы России зависит от функциональных свойств ее компонентов. К таким компонентам относятся:
избирательное право Российской Федерации — сложившаяся организованная совокупность международных и национальных конституционно-правовых норм (нормативных правовых актов), принятых по поводу правового регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, проведением и подведением итогов выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти, а также в связи с  выборами Президента Российской Федерации (подотрасль конституционного права);
избирательный процесс Российской Федерации — совокупность стадий (избирательных действий и процедур) организации, проведения и подведения итогов выборов в органы государственной власти и местного самоуправления;
субъекты избирательной системы — избирательные комиссии, иные государственные органы, общественные организации и граждане, обеспечивающие проведение выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.
Указанные компоненты через собственные функции отражают степень и результаты воздействия избирательной системы на политическую организацию общества (политический режим), так как представляют собой целостные, внутренне согласованные подсистемы. Укладываясь в содержание избирательной системы государства и тем самым образуя эту систему, они наделяют ее свойствами стабильности, универсальности, нормативности, социально-правовой значимости.
Избирательное право на уровне нормативных правовых актов, имеющих различный юридический статус, закрепляет выборы как конституционное право граждан; устанавливает порядок осуществления этого права, обеспечивая народное представительство; политически структурирует общество; способствует становлению и (или) развитию политических партий и партийных систем; устанавливает способы, условия и размеры финансирования партий и т. п.
Избирательный процесс как элемент избирательной системы выполняет организационно-правовые функции, обеспечивая подготовку выборов, проведение акта голосования, порядок определения результатов выборов. Субъекты избирательной системы призваны реализовывать функции избирательного процесса на стадиях выдвижения и регистрации кандидатов, сбора подписей в их поддержку, проведения предвыборной агитации и акта голосования, подведения итогов выборов, осуществления наблюдения за ходом выборов, распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования, замещения вакантных мандатов и т. п.
Например, А.В. Иванченко подчеркивает, что избирательные комиссии «играют существенную роль в обеспечении важнейших конституционных прав граждан — права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, свободного выражения политической воли, мирной цивилизованной передачи государственной власти, с учетом складывающихся социально-экономических и политических условий»[1].
Поскольку специальные функции избирательной системы можно охарактеризовать как функции установления, обеспечения и реализации, то их основное нормативно-правовое закрепление осуществлено в федеральных законах от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
В ст. 3 Конституции РФ многонациональный народ российского государства признан носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, а высшие формы непосредственного выражения этой власти — референдум и демократические выборы. Таким образом, не имея конституционно закрепленного механизма осуществления, выборы становятся ничем не обеспеченной декларацией. Избирательная система и является механизмом, функционально связывающим народ и фактическое легитимное осуществление власти в государстве. Данная система выполняет функцию осуществления народного суверенитета, реализации права народа на государственную власть. С этой функцией тесно связана легитимация государственной власти и иных государственных институтов. Легитимность государственной власти означает пусть нелегальное, но признанное народом ее осуществление определенными лицами или группой лиц.
Конституционные основы таких общедемократических функций избирательной системы, как реализация права каждого человека на участие в управлении обществом и государством, реализация прав каждого человека на равный доступ к государственной и муниципальной службе, содержатся в ст. 32 Конституции РФ, которая закрепляет право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, равный доступ к государственной службе. В ст. 81 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина России на занятие в установленном законом порядке высшей государственной должности (поста Президента Российской Федерации). Указанное право может быть осуществлено только при соблюдении возрастного ценза и ценза оседлости на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, т. е. посредством выборов в рамках избирательной системы, принятой в государстве.
Через избирательные процедуры и действия субъектов избирательной системы (преимущественно через политические партии в лице кандидатов и иных активных их участников) люди объединяются для решения определенных задач, чтобы  лоббировать и отстаивать свои общие интересы в органах власти. Тем самым реализуется общедемократическая функция избирательной системы: обеспечение представительства интересов различных социальных групп общества, наций и народностей. Например, право граждан на объединение, установленное ст. 30 Конституции РФ, раскрывается в федеральных законах от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».
Состязательный характер избирательной системы, основанный на совокупности последовательно сменяющих друг друга избирательных действий и процедур, обеспечивает сменяемость управляющих элит (легальное ограничение их доминирования), а также разрешение возможных конфликтов между управляющими и управляемыми классами общества. Вместе с тем политические партии, которые являются единственными общественными объединениями, имеющими право участвовать в выборах в органы государственной власти, через свои программы и уставную деятельность влияют на политику государства посредством ее формирования, поддержания и модификации.
Степень реализации основных функций избирательной системы государства является критерием оценки демократизма различных альтернатив возможного политического выбора, сложности влияния избирательного механизма на политическую систему (и обратной связи), эффективности действия правовых норм[2].
Однако функциональная составляющая избирательной системы государства не исчерпывается ее общедемократическими функциями. Так, можно полностью согласиться с позицией Е.Е. Скосаренко, которая выделяет также ряд факультативных функций избирательной системы:
· влияние на политическое структурирование выборного коллегиального органа;
· влияние на эффективность и стабильность правительства;
· достижение соответствия состава выборного органа реальному соотношению различных слоев общества в государстве (представительность)[3].
Фактическое воплощение перечисленных функций зависит от избирательной формулы, положенной в основу распределения мандатов по итогам выборов в представительные (законодательные) органы.
Изложенные выше позиции позволяют сформулировать следующие общедемократические функции избирательной системы государства:
1. Осуществление народного суверенитета, реализация права народа на государственную власть.
2. Реализация права каждого человека на участие в управлении обществом и государством.
3. Реализация прав каждого человека на равный доступ к государственной и муниципальной службе.
4. Легитимация государственной власти и иных государственных институтов.
5. Влияние на политику государства (формирование, поддержание, модификация).
6. Обеспечение представительства интересов различных социальных групп общества, наций и народностей.
7. Сменяемость управляющих (ограничение доминирования элит).
8. Разрешение конфликта между управляющими и управляемыми.
Таким образом, в целях наиболее полного раскрытия содержания избирательной  системы необходимо рассматривать ее с позиции системности, а именно как объективное объединение множества связанных между собой компонентов, наделенных в силу закона определенными функциональными свойствами.
 
Библиография
1 Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика. — М., 1996. С. 3.
2 См.: Булаков О.Н. Институт выборов в условиях становления в Российской Федерации демократического правового государства (федеральный уровень): Дис. … канд. юрид. наук. — М., 1995. С. 77.
3  См.: Скосаренко Е.Е. Избирательная система в политической жизни России: конституционно-правовые аспекты: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2006. С. 31.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Несомненно, появление дистанционного электронного голосования (ДЭГ) на выборах в России сделало актуальным вопрос о возможностях общественного наблюдения за ним. В статье рассмотрены тенденции развития общественного наблюдения за ДЭГ и предложены рекомендации для совершенствования его правового регулирования.
Добавлено: 09.06.2024
На основе анализа положений российского избирательного законодательства и практики осуществления иностранного (международного) наблюдения за выборами сформулирован вывод о том, данный институт на текущий момент прочно занял свое особое место в общей системе контроля избирательных кампаний
Добавлено: 04.03.2024
В статье обосновывается современная роль политических партий в публично-правовом механизме государства.
Добавлено: 12.05.2023
Статья посвящена проблемным вопросам применения пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах.
Добавлено: 01.03.2020
Рассматриваются основные направления проводимых федеративных реформ в части формирования палат российского парламента и замещения должности главы региона. Анализируются прежние и действующие подходы.
Добавлено: 21.03.2017