УДК 343.98
Страницы в журнале: 106-112
А.Н. Першин,
докторант адъюнктуры (докторантуры) Омской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент Россия, Омск pershin75@mail.ru
Представлена классификация документов и иных семантических материалов в криминалистике на основе выполняемых ими в социальной среде функций. За основу взяты управленческая, правовая, политическая, историческая и криминальная функции. Выделенным документам дана краткая криминалистическая характеристика.
Ключевые слова: документ, классификация, криминалистика, функция документа, политический документ, управленческий документ, исторический документ, криминальный документ.
Отправной точкой в формировании криминалистической системы документированной информации, на наш взгляд, следует считать современные научные взгляды на сущность семантической информации, получившую материальное закрепление. В основу деления документальных источников, используемых в расследовании и раскрытии преступлений, нами будет положена функциональная теория информации, с точки зрения которой информация является результатом деятельности человеческого сознания, а значит, выполняет определенные социальные функции.
Н.С. Ларьков о функциях документированной информации писал: «совокупность функций является средством достижения цели и реализации задач, для решения которых документ предназначен. Функции оказывают непосредственное влияние на виды, разновидности, структуру документов. Знание функций является необходимой предпосылкой для классификации документов и дальнейшего более глубокого их изучения» [7, с. 19].
Учеными выделяются следующие функции источников документированной информации: общие (коммуникативная, регулятивная, познавательная, культурная) и специальные (системные) [4, с. 92; 8, с. 65; 9, с. 18—19; 18, с. 205—206]. Давая краткую их характеристику, следует отметить, что общие функции свойственны всей документированной информации. Специальные же придаются документированной информации сознательно, в зависимости от конкретной социальной в ней потребности. Эти функции имеют временный характер, т. е. специальную функцию документированная информация выполняет до тех пор, пока ее семантическое содержание решает конкретные социальные задачи, а сама она является частью документально-информационной системы. Таким образом, документированную информацию, изучаемую на досудебных и судебных стадиях уголовного судопроизводства, в соответствии с выполняемыми ею социальными функциями предлагаем разделить на управленческую, правовую, политическую, культурно-историческую и криминальную. При этом заметим, что обозначенные виды документированной информации могут содержать свои подвиды.
Управленческая документированная информация — наиболее сложная и объемная по видам содержащихся в ней документов группа. Она представляет криминалистический интерес при расследовании преступлений, которые отражают механизм их совершения в организационно-распорядительных, хозяйственных или финансовых документах. Перечень управленческой документации в Российской Федерации изложен в Общероссийском классификаторе управленческой документации (далее — ОКУД) [16], который охватывает унифицированные системы документации и формы документов, разрешенные к применению в народном хозяйстве. Содержание классификатора позволяет выделить следующие подгруппы управленческой документированной информации, используемые для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу: организационно-распорядительную документацию (документы, в которых фиксируются решения административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их подразделений и должностных лиц) [17]; первичную учетную документацию; банковскую документацию; финансовую, учетную и отчетную бухгалтерскую документацию; отчетно-статистическую документацию; документацию по труду; документацию Пенсионного фонда РФ; внешнеторговую документацию и др.
В ходе поисково-познавательной деятельности при расследовании и раскрытии преступлений сотрудникам органа дознания, следователям, дознавателям следует учитывать современные тенденции по упрощению формализованных требований к управленческой документации, содержащейся в ОКУД. В качестве примера возьмем сферу бухгалтерского учета. Так, в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель организации не государственного сектора вправе по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, утверждать формы первичных учетных документов. С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 835 «О первичных учетных документах», содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не обязательны к использованию. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемые в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) [10]. В этой связи при проверке сообщения о преступлении или в ходе предварительного расследования по уголовному делу следователю (дознавателю) следует прикладывать дополнительные усилия по проверке легитимности той или иной формы первичного бухгалтерского документа, используемого в качестве доказательства.
Правовую документированную информацию образуют акты, закрепляющие правовые нормы федеральных, региональных, местных органов власти, а также документы правовой практики. В ходе расследования преступлений анализ нормативных правовых актов имеет существенное значение для решения вопросов, влекущих юридические последствия, а также установления обстоятельств преступления. Д.А. Ефремов правовую информацию, используемую в расследовании преступлений, отнес к одному из элементов криминалистически значимой информации. В частности, под данными правового характера им понимается «законодательно закрепленные сведения, регулирующие деятельность правоохранительных органов по расследованию конкретного преступления, а также иные сведения правового характера, влияющие на эту деятельность» [5, с. 32—33]. Так, при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил безопасности движения, большое внимание уделяется анализу действий участников происшествия и их соответствию правилам движения наземного, подземного, воздушного и морского транспорта. В расследовании преступных нарушений правил безопасности изучается документация, устанавливающая соответствующие правила и действия участников события преступления, допустивших нарушения.
Для возбуждения уголовного дела по факту незаконной банковской деятельности следователь должен дать правовую оценку действий юридического лица согласно действующему законодательству Российской Федерации о банках и банковской деятельности. При нарушении процедуры банкротства изучается деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя с целью выявления признаков банкротства. В этом случае расследование преступления невозможно без обстоятельного анализа законодательства о несостоятельности (банкротстве). Таких ситуаций, когда следствие и суд при принятии соответствующих процессуальных решений вынуждены давать правовую оценку действиям лиц, совершающих преступления на основе гражданского, трудового, хозяйственного и другого законодательства, регулирующего различные сферы деятельности, судебно-следственная практика предусматривает большое множество.
Кроме нормативных правовых актов, в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу учитываются и документы правовой практики. К таковым, как правило, относят руководящие разъяснения высшей судебной власти, а именно решения Пленума Верховного Суда РФ (далее — Пленум). Такие разъяснения появляются на основе обобщения существующей практики применения судами норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства. В целом решения высшей судебной власти способствуют правильному толкованию и единообразному применению закона на территории Российской Федерации, что позволяет предупредить судебно-следственные ошибки, оптимизировать деятельность органов предварительного расследования и суда по установлению истины по уголовному делу. Так, в связи с вопросами, возникающими у судов при применении норм Уголовно-процессуального кодекса РФ, регулирующих производство судебной экспертизы, Пленум в 2010 году обобщил практику судов о назначении судебных экспертиз по уголовным делам [12]. В принятом постановлении «О судебной экспертизе по уголовным делам» Пленум не изменил своей позиции, высказанной в 1971 году, о том, что правовые задачи по уголовным делам не должны разрешаться в ходе судебной экспертизы. В частности, Пленум считает недопустимым постановку перед экспертом правовых вопросов, связанных с оценкой деяния, разрешение которых относится к исключительной компетенции органа, осуществляющего расследование, прокурора, суда (например, что имело место — убийство или самоубийство), как не входящих в его компетенцию [13]. Такого рода разъяснения Пленума зачастую трактуются правоприменителем и судами как обязательные для исполнения.
На страницах научной литературы неоднократно высказывались доводы о необходимости использования правовых знаний, не связанных с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, при расследовании преступлений в качестве специальных знаний. К сторонникам такой позиции относятся, например, О.Я. Баев [2], Л.Д. Гаухман [3], Е.Р. Россинская [21], А.А. Эксархопуло [23]. В частности, О.Я. Баев отметил: «юридические (правовые) знания как специальные в уголовном судопроизводстве, по нашему глубокому убеждению, имеют право на самостоятельное их использование для установления обстоятельств, подлежащих установлению по уголовным делам. Это касается в первую очередь преступлений, относительно которых диспозиции предусматривающих за них ответственность уголовно-правовых норм являются бланкетными (а таковыми являются большинство должностных и служебных преступлений экономической и коррупционной направленности)» [2, с. 110].
Документированная информация, содержащая сведения об общественных объединениях, созданных в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления, является политической. Политическая жизнь в нашей стране регулируется Конституцией РФ, федеральными законами от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», постановлениями Центральной избирательной комиссии РФ, а также избирательных комиссий муниципальных образований. Примерами такой политической документированной информации являются учредительные документы политической партии (решения учредительного съезда политической партии о создании политической партии, региональных ее отделений, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии; устав политической партии, программа политической партии, список членов региональных отделений политической партии); документация о членстве в политической партии; программная и информационно-пропагандистская документация политической партии. Обозначенная информация может иметь текстовое выражение на бумажных носителях, может содержаться на электронных носителях и быть доступной через Интернет. Политическая документированная информация представляет криминалистический интерес при расследовании преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя и безопасности государства, а также против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Выделение культурно-исторического документа в криминалистической системе документированной информации вызвано расследованием преступлений, где объектом преступного посягательства являются культурные ценности. К числу таких преступлений относятся: «Хищение предметов, имеющих особую ценность» (ст. 164 Уголовного кодекса РФ), «Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей» (ст. 190), «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей» (ст. 243), «Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия» (ст. 243.1). Культурно-историческая функция документированной информации обусловлена тем, что она отражает исторические события жизни народов, развитие общества и государства, историю науки и техники, а также жизнь и деятельность выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства), либо такая информация является редкими рукописями и документальными памятниками [11]. Документированная информация такого рода после проведения ее экспертизы получает статус культурной (исторической) ценности, охраняемой государством от преступных посягательств. Документы, представляющие культурную ценность, являются объектами Архивного фонда РФ и подлежат государственному учету и постоянному хранению [14]. Учитывая культурную ценность документированной информации для общества, при расследовании преступных посягательств на нее в криминалистике должны разрабатываться особые рекомендации по поиску, изъятию, исследованию и хранению таких вещественных доказательств. В части исследования Верховный Суд РФ разъяснил, что особая историческая, научная, художественная или культурная ценность похищенных предметов или документов по уголовным делам, возбужденным по ст. 164 УК РФ (независимо от способа хищения), определяется на основании экспертного заключения с учетом не только их стоимости в денежном выражении, но и значимости для истории, науки, искусства или культуры [15]. Однако благодаря особым его свойствам в криминалистике разработаны методики расследования незаконного оборота объектов, представляющих особую ценность для общества [6, 19, 20, 22]. В методиках объединены криминалистические знания о средствах и методах собирания, фиксации и исследования объектов, представляющих особую ценность, а также представлены принципы организации и тактики проведения следственных действий с целью формирования доказательств вины лиц, причастных к незаконному обороту данных объектов.
Помимо управленческой, правовой, политической и исторической документированной информации, в рамках познания преступной деятельности целесообразно выделить криминальную информацию. Ее включение в криминалистическую систему документированной информации связано с тем, что она направлена на реализацию исключительно преступного умысла. Анализ судебно-следственной практики показал, что криминальные информационные материалы могут создаваться, во-первых, в качестве средства, способствующего совершению преступления. Так, гр. Н, являясь главой крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) совершил умышленное преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 152.2 УК РФ, а именно: предоставил в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области пакет документов о надлежащем расходовании целевого кредита, полученного в ОАО «Россельхозбанк», содержащих недостоверные сведения относительно целевого расходования денежных средств, что позволило необоснованно получить из федерального и регионального бюджетов субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционному договору в размере 2 416 509 руб. [1] Во-вторых, такие материалы могут являться способом совершения преступления (например, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений (ст. 199 УК РФ)). Кроме того, информационные материалы могут использоваться в качестве средства сокрытия наступивших последствий преступной деятельности (сокрытие фактов хищения чужого имущества путем присвоения или растраты при помощи фиктивных актов на списание материальных ценностей). Обозначенные ситуации создания и использования информационных материалов в преступной деятельности свидетельствуют об исключительно криминальном назначении документальных сведений. Таким образом, криминальная документированная информация в зависимости от выполняемых ею задач в механизме преступной деятельности может быть средством, способствующим совершению преступления, средством сокрытия преступления и способом совершения преступления.
В завершение еще раз отметим: предлагаемая криминалистическая модель документированной информации основана на функциональном подходе к пониманию сущности информации, получившей материальное закрепление в социальном мире, и ее роли в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений. Такое деление информационных материалов представляет собой лишь часть криминалистической системы документированной информации. Однако, на наш взгляд, она является базовой в построении целостной криминалистической системы документированной информации, используемой в деятельности по установлению истины в уголовном судопроизводстве.
Список литературы
1. Архив Центрального районного суда г. Омска. Дело № 1-220/13.
2. Баев О.Я. Основы методики уголовного преследования и профессиональной защиты от него: науч.-практич. пособие (на примере уголовно-процессуального исследования должностных и служебных преступлений). М., 2009.
3. Гаухман Л. Нужна правовая экспертиза по уголовным делам // Законность. 2000. № 4. С. 21—24.
4. Документационное обеспечение управления: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», специальностям «Информатика», «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Автоматизация и управление» / А.С. Гринберг и др. М., 2010.
5. Ефремов Д.А. Научные и правовые основы использования информации при расследовании преступлений: моногр. М., 2014.
6. Кучин О.С. Криминалистическая теория и практика выявления и расследования незаконного оборота ценностей: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011.
7. Ларьков Н.С. Документоведение: учеб. пособие. М., 2006.
8. Ларьков Н.С. Функциональный анализ документа / Документ: история, теория, практика: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Томск, 2012. С. 64—69.
9. Нечаева Е.В. Документоведение и документационное обеспечение управления: учеб. пособие. Ч. I. СПб., 2003.
10. О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»: Информация Минфина России № ПЗ-10/2012 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11. О вывозе и ввозе культурных ценностей: закон Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 // Российская газета. 1993. 15 мая.
12. О судебной экспертизе по уголовным делам: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 № 28 // Российская газета. 2010. 30 дек.
13. О судебной экспертизе по уголовным делам: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16.03.1971 № 1 // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М., 1999. С. 51—55.
14. Об архивном деле в Российской Федерации: федер. закон от 22.11.2004 № 125-ФЗ // Российская газета. 2004. 27 окт.
15. Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 7 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 5.
16. ОК 011-93. Общероссийский классификатор управленческой документации: Постановление Госстандарта России от 30.12.1993 № 299. Документ опубликован не был // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
17. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов. Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003. Документ опубликован не был // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
18. Плешкевич Е.А. Документальный подход в библиотековедении и библиографоведении: этапы формирования и направления развития: моногр. М., 2012.
19. Приданов С.А. Расследование преступлений, посягающих на предметы или документы, имеющие историческую, научную, художественную или культурную ценность: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1997.
20. Резван А.П. Правовые и криминалистические проблемы борьбы с хищением предметов, имеющих особую ценность: дис. ... д-ра юрид. наук. Волгоград, 2000.
21. Россинская Е.Р. Специальные познания и современные проблемы их использования в судопроизводстве // Журнал российского права. 2001. № 5. С. 32—43.
22. Усиевич А.Р. Криминалистические аспекты обеспечения расследования посягательств на культурные ценности: дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2004.
23. Эксархопуло А.А. Специальные познания и их применение в исследовании материалов уголовного дела. СПб., 2005.