DOI 10.25799/NI.2020.55.71.004
УДК 341.1/8
Международное и зарубежное право
Здесь представлены только метаданные статьи
С.Г. Бунина,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории права ГОУ ВО «Университет Дубна» Россия, Дубна sona.bunina@gmail.com
В 20-е годы XXI века новые очертания приобрел вопрос о гарантиях выполнения обязательств государства и его образовательных организаций по воспитанию и обучению учащихся в условиях мировой пандемии. Получение образования онлайн и развитие дистанционной академической мобильности, уже успевшие стать важными задачами, вышли в ряд первоочередных. Актуальность в новом разрезе получило право на онлайн-образование и корреспондирующее ему право на интернет. Традиционная «концепция трех прав человека», в основе которой лежит классификация прав человека по временному критерию, выделяет основные группы прав, закрепленных в международных актах: первое поколение — гражданские и политические права, осознание и оформление которых начинаются с периода Великой французской̆ революции; второе поколение – социально-экономические и культурные права, которые нашли отражение в международно-правовых актах сразу после Второй̆ мировой̆ войны; третье поколение — право на мир, здоровую жизненную среду, развитие, разоружение — с 1960-х гг. (так называемые коллективные права). Первая половина XXI века диктует необходимость закрепления новых, так называемых цифровых, прав; происходит планомерное нормативное оформление прав «четвертого поколения».
Ключевые слова: международное право прав человека, право на образование, право на интернет, права человека.
The Fourth Generation of Human Rights: Online Education and Internet Access
Bunina S.G.,
Cand. in Law, Assoc. Prof. of Dept. of Law Theory at State University "Dubna" Russia, Dubna sona.bunina@gmail.com
The question of guarantees of fulfilling the obligations of the state and its educational organizations to educate and train in a global pandemic took on a new shape in the 1920s,. Getting online education and developing distance academic mobility, which have already become important tasks, are among the top priorities. Relevance in a new context has received the right to online education and the corresponding right to the Internet. The traditional “concept of three human rights” based on the classification of human rights according to a temporary criterion identifies three main groups of rights enshrined in international acts: the first generation - civil and political rights, the recognition and declaration of which begin with the period of the French Revolution; the second generation - socio-economic and cultural rights, which are reflected in international legal acts immediately after the Second World War; the third generation - the right to peace, a healthy living environment, development, disarmament - since the 1960s, the so-called collective rights. The first half of the 21st century dictates the need to consolidate new, so-called “digital” rights.
Keywords: international human rights law; the right to education; the right to the Internet; human rights.