Статья

Эволюция развития законодательства о договоре контрактации в советский период

В.А. ВЛАСОВ, кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права Красноярского государственного аграрного университета, заместитель директора Юридического института КрасГАУ по НИР Статья посвящена правовому анализу развития в советский период истории законодательства, регламентировавшего договор контрактации сельскохозяйственной продукции.

УДК 346.544.6 

Страницы в журнале: 164-168

 

В.А. ВЛАСОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права Красноярского государственного аграрного университета, заместитель директора Юридического института КрасГАУ по НИР

 

Статья посвящена правовому анализу развития в советский период истории законодательства, регламентировавшего договор контрактации сельскохозяйственной продукции. Предпринята попытка не только исследовать правовые нормы, раскрывавшие содержание указанного договора, как в кодифицированных, так и в подзаконных нормативных правовых актах, но и рассмотреть специфические черты, характерные именно для данной договорной конструкции.

Ключевые слова: договор контрактации, сельскохозяйственная продукция, государственные закупки, эволюция развития законодательства, советский период.

 

Договор контрактации в советский период истории, в отличие от настоящего времени, считался специальным видом договора. В действующем ГК РФ нормы о данном договоре включены законодателем в главу 30 «Купля-продажа», причем многие традиционные специфические черты, присущие именно рассматриваемому виду договора, не нашли отражения в гражданском законодательстве. Данный договор на протяжении нескольких десятилетий традиционно закреплялся в советском законодательстве только для реализации сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем эволюция развития законодательства о рассматриваемой договорной конструкции показывает, как изменялась позиция законодателя в зависимости от политических, экономических, социальных и иных условий развития государства во время существования СССР.

Договор контрактации отдельных видов сельскохозяйственной продукции как организационно-правовая форма заготовок в государственные продовольственные фонды применялся начиная с 1925 года в качестве типового договора. Однако более всего развивался данный вид договора с 1927 года, после его закрепления в целом ряде нормативных правовых актов подзаконного характера, а именно: в постановлении СНК СССР от 08.03.1927 «О мерах по поддержанию льноводства»[1], в постановлении СТО СССР от 27.10.1927 «О мерах содействия льноводству и коноплеводству»[2].

В ГК РСФСР 1922 года какие-либо нормы, посвященные этому договору, отсутствовали. Договор контрактации существенно отличался от обычного гражданско-правового договора купли-продажи рядом специфических черт (применением стимулирования за повышение урожайности сельскохозяйственных культур; авансированием товаропроизводителей деньгами; снабжением их семенами и минеральными удобрениями и т. д.)[3].

Постановлением СНК СССР от 07.10.1929  «О контрактации продуктов сельского хозяйства»[4] раскрывалось содержание рассматриваемого договора. В нем, кроме условий об ассортименте, количестве, сроках, стоимости сельхозпродукции, на товаропроизводителя возлагалась обязанность по четкому выполнению планового государственного задания на засев определенной площади и сдачу соответствующего количества сельскохозяйственной продукции. Заготовители были обязаны не только принимать и оплачивать продукцию, но и выполнять заказы товаропроизводителей по снабжению их средствами производства, осуществлять производственное кредитование, организовывать техническое обслуживание товаропроизводителей.

Сам же термин «договор контрактации» в рассматриваемый период времени некоторые специалисты признавали не вполне удачным, страдающим тавтологией, так как буквальный его перевод означал «договор о договоре»[5].

Начиная с 1933 года происходит значительное сужение сферы применения договора контрактации в области государственных заготовок сельскохозяйственной продукции. Это связано с тем, что постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 19.01.1933 «Об обязательной поставке зерна государству колхозами и единоличными хозяйствами»[6] вводилась обязательная поставка зерновых культур. Позднее этот порядок был распространен и на другие виды сельскохозяйственной продукции, такие как подсолнечник, картофель, мясо, молоко, рис. Указанным постановлением для колхозов и единоличных хозяйств устанавливались также твердые нормы сдачи каждого вида продукции с одного гектара по республике, краю, области в соответствии с установленными государственными ценами.

Примерным договором МТС и колхоза, утвержденным СНК СССР в феврале 1933 года[7], была введена еще одна организационно-правовая форма заготовок сельхозпродукции для государственных нужд — натуральная оплата за работы, произведенные машинно-тракторной станцией (МТС). Натуральная оплата осуществлялась в процентах к урожаю, а ее начисление учитывало как план себестоимости произведенных работ, так и уровень установленных государством закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Оплата МТС выполненных ею работ зависела как от количества и вида работ, так и от урожайности сельскохозяйственных культур. Следовательно, количество полученной МТС сельхозпродукции в натуральном выражении определялось не только производственно-техническим обслуживанием хозяйств и предлагаемой им организационной помощью, но и  конечными результатами деятельности, как колхозов, так и МТС. Вопрос о юридической природе договора МТС и колхозов был в правовой доктрине дискуссионным. Одни авторы относили указанный договор к гражданскому праву, другие — к самостоятельному институту колхозного права[8].

Следует также обратить внимание на введение чрезвычайно жестких санкций, направленных на обеспечение исполнения обязательств по договору контрактации. В частности, постановлением ЦИК и СНК СССР от 21.09.1935 «О признании контрактационных договоров имеющими силу закона и об ответственности за нарушение этих договоров»[9] устанавливалось, что недобросовестное отношение сторон договора к исполнению своих обязательств влекло не только материальную, но и уголовную ответственность.

Совет Министров СССР 30.06.1958 принял постановление № 690 «Об отмене обязательных поставок и натуроплаты за работу МТС, о новом порядке, ценах и условиях заготовок сельскохозяйственных продуктов»[10]. В указанном нормативном правовом акте была закреплена единая форма организации заготовок сельскохозяйственных продуктов по единым, дифференцированным по зонам страны государственным закупочным ценам —  государственные закупки. Данная организационно-правовая форма заготовок сельскохозяйственной продукции оказалась неэффективной. Во-первых, в 1958—1960 гг. была распространена практика проведения заготовительных компаний вообще без заключения письменных договоров, что обусловливало безответственность в первую очередь заготовителей. Во-вторых, выполнение планового задания по заготовке сельхозпродукции определялось валовым ее количеством, соответственно товаропроизводители старались выполнить план за счет увеличения посевных площадей, а не путем улучшения качества и повышения урожайности сельскохозяйственной продукции[11].

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25.02.1961 № 175 «О перестройке и улучшении организации государственных закупок сельскохозяйственных продуктов»[12] предписывалось: «начиная с 1961 г. закупки зерна, мяса, молока и других сельскохозяйственных продуктов осуществлять на основе договоров контрактации».

Основные положения о государственных закупках сельскохозяйственной продукции были впервые закреплены в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года[13] (далее — Основы гражданского законодательства 1961 года). В Основах гражданского законодательства 1961 года указывалось, что отношения по государственным закупкам сельхозпродукции у колхозов и совхозов регулировались гражданским законодательством (ст. 3), что договоры контрактации заключались на основе планов государственных закупок сельскохозяйственной продукции и планов развития сельскохозяйственного производства в колхозах и совхозах (ст. 51). В ст. 52 устанавливался перечень существенных условий договоров контрактации, таких как количество (по видам продукции), качество, сроки, порядок, условия доставки и места сдачи сельхозпродукции; обязанность заготовительных организаций и предприятий своевременно принять продукцию и оплатить ее по установленным законом или договором ценам, а также сроки и размеры выдачи денежных авансов хозяйствам; обязанности по оказанию колхозам и совхозам помощи в организации производства сельскохозяйственной продукции и ее транспортировки на приемные пункты; взаимная имущественная ответственность сторон в случае невыполнения ими договорных обязанностей. Позднее нормы аналогичного содержания были закреплены в ГК РСФСР 1964 года (статьи 267, 268).

И Основы гражданского законодательства 1961 года, и ГК РСФСР 1964 года предусматривали лишь самые общие положения в сфере государственных закупок сельскохозяйственной продукции. В данных нормативных правовых актах кодифицированного характера не было определения договора контрактации. На протяжении длительного периода времени этот договор считался самостоятельным видом договора в системе гражданско-правовых договоров, отличавшимся как от договора купли-продажи, так и от договора поставки. В юридической литературе как исследуемого, так и современного исторического периода специалисты обращали внимание на следующие специфические особенности, характерные для данного договора:

во-первых, сельскохозяйственная продукция производилась на земле, составлявшей исключительную собственность государства, за которым по этой причине признавалось право вводить обязательность сдачи ему выращенной сельскохозяйственной продукции на условиях, им установленных[14];

во-вторых, непременным элементом данного договора была обязанность заготовителя оказывать колхозам, совхозам, а также иным контрагентам помощь в организации производства сельхозпродукции, ее транспортировки на приемный пункт заготовителя. Эта особенность рассматривалась как конституирующий признак договора контрактации[15];

в-третьих, договор контрактации опосредовал отношения по государственной закупке сельхозпродукции в объеме, установленном обязательным для обеих сторон плановым актом, каковым являлся план государственных закупок, и распространялся на продукцию, закупаемую сверх планового обязательства[16];

в-четвертых, предметом договора купли-продажи могли быть различные виды имущества, за исключением вещей, изъятых из гражданского оборота, а предметом договора контрактации была только сельхозпродукция, произведенная в данном хозяйстве, являвшемся стороной  договора[17]; если предмет купли-продажи составляли индивидуально-определенные или родовые вещи, уже существовавшие в натуре, а при поставке, как правило, — родовые вещи, существовавшие или находившиеся в серийном производстве, то при контрактации предметом являлось то имущество, которого на момент заключения договора в натуре не существовало[18];

в-пятых, субъектом, создававшим предмет обязательства по договору контрактации, всегда являлось предприятие сельского хозяйства[19];

в-шестых, договор контрактации имел собственную правовую регламентацию[20].

Основные условия договоров контрактации, заключаемых различными сельскохозяйственными предприятиями, были закреплены в Положении о порядке заключения и исполнения договоров контрактации сельскохозяйственной продукции, утвержденном приказом Государственного комитета заготовок Совета Министров СССР от 06.01.1966[21] (впоследствии неоднократно принимались новые положения о порядке заключения и исполнения договоров контрактации сельскохозяйственной продукции, которые отменяли действие предшествовавших им нормативных правовых актов, в частности: Положение от 22.10.1970[22], Положение от 31.12.1976[23], Положение от 15.11.1983[24], Положение от 15.04.1987 (с изменениями от 27.12.1988[25])).

Указанное выше Положение  1966 года было направлено на правовое регулирование отношений по государственным закупкам сельскохозяйственной продукции, которые осуществлялись посредством заключения договоров контрактации. Предметом таких договоров могла быть любая сельскохозяйственная продукция. Данное положение существенно расширило сферу деятельности сторон по договору контрактации, например, в договоре можно было предусмотреть сдачу сельскохозяйственной продукции заготовителю непосредственно в хозяйстве; в процессе исполнения договора стороны вправе были изменять сроки продажи продукции, ее ассортимент и т. п.

Важное место в регламентации отношений по договорам контрактации отводилось типовым договорам, установление порядка утверждения которых Основами гражданского законодательства 1961 года и ГК РСФСР 1964 года было отнесено к компетенции Совета Министров СССР. Постановлением Совета Министров СССР от 04.01.1966  № 3 «О договорах контрактации сельскохозяйственной продукции»[26] был одобрен Типовой договор контрактации сельскохозяйственной продукции. В нем указывались обязанности хозяйства (п. 1), обязанности заготовителя (п. 2), ответственность сторон за неисполнение обязательств, предусмотренных договором контрактации; имелась также отсылочная норма: «по вопросам, не предусмотренным договором, стороны руководствуются Положением о порядке заключения и исполнения договоров контрактации сельскохозяйственной продукции и другими обязательными для сторон правилами» (п. 5).

Руководствуясь п. 6 Положения о Министерстве заготовок СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 07.12.1970 № 971[27], данное министерство ввело в действие с 1971 года типовые договоры контрактации на отдельные виды продукции: зерновые и масличные культуры, картофель, лен-долгунец, коноплю, хлопок-сырец, скот, птицу и кроликов, яйца и мясо птицы, молоко и молочные продукты, шерсть и т. д.[28]

Для отдельных видов сельскохозяйственной продукции приказом Министерства заготовок СССР от 03.04.1973 № 118 были утверждены инструкции о порядке проведения государственных закупок (сдачи и приема) скота, птицы и кроликов; молока и молочной продукции; яиц; шерсти; кожевенного сырья; шубных и меховых овчин[29] (позднее приказом Госагропрома СССР от 13.06.1988 № 385 была утверждена Единая инструкция о порядке проведения государственных закупок (сдачи и приемки) скота, птицы и кроликов[30]).

Типовые договоры контрактации сельскохозяйственной продукции являлись нормативными актами, призванными единообразно регулировать наиболее существенные условия договоров контрактации. Такая характеристика договоров контрактации была общепризнанной в юридической литературе тех лет[31]. Юридическое значение типовых договоров состояло в том, что при заключении конкретного договора контрактации на один из видов сельскохозяйственной продукции стороны обязаны были полностью включить в него нормы типового договора. Если в договоре обнаруживались условия, которые противоречили или не соответствовали нормам типового договора, они признавались недействительными. Существовало общее правило: если в конкретном договоре отсутствовали те или иные нормы типового договора, то отношения сторон по вопросам, указанным в типовом договоре, регулировались нормами типового договора. При правовом регулировании закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд приоритет отдавался императивным нормам (позднее приказом Министерства заготовок СССР и Министерства сельского хозяйства СССР от 15.11.1983 были утверждены новые типовые договоры контрактации различных видов сельскохозяйственной продукции, а 02.09.1988 приказом Госагропрома СССР вместо типовых были утверждены 23 примерных договора контрактации).

В пункте 1 ст. 83 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 31.05.1991[32] давалось следующее определение рассматриваемого договора: «По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать заготовителю такой продукции (контрактанту) в собственность (полное хозяйственное ведение) произведенную им продукцию в сроки, количестве и ассортименте, предусмотренные договором, а контрактант обязуется оказать производителю содействие в производстве сельскохозяйственной продукции, принять ее и уплатить за нее определенную цену. На контрактанта возлагается также обязанность вывоза продукции, если иное не предусмотрено договором». Это был последний кодифицированный нормативный правовой акт советского гражданского законодательства, регламентировавший вошедшую в традицию обязанность заготовителя (контрактанта) по оказанию содействия аграрному товаропроизводителю в производстве им сельскохозяйственной продукции применительно к рассматриваемому договору контрактации.

Из всего указанного выше можно сделать вывод, что правовое регулирование договора контрактации в советский период истории было достаточно своеобразным и неоднозначным. Однако в целом именно эта договорная конструкция выступала в качестве особого правового средства, направленного на обеспечение нужд СССР в сельскохозяйственной продукции. И очень жаль, что отдельные традиционные специфические признаки данного договора  (например, предмет договора контрактации — только «будущая» продукция, которую еще надо вырастить (произвести); обязанность заготовителя по оказанию содействия аграрному товаропроизводителю в производстве продукции; авансирование и стимулирование товаропроизводителей; государственные закупочные цены) не нашли отражения в Гражданском кодексе Российской Федерации.

 

Библиография

1 СЗ СССР. 1927.  № 13. Ст. 140.

2 Там же.  № 64. Ст. 657.

3 См.: Власов В.А. Эволюция организационно-правовых форм заготовок сельскохозяйственной продукции в государственные продовольственные фонды // Вестн. КрасГАУ. 1999. № 5. С. 128.

4 СЗ СССР. 1929. № 65. Ст. 610.

5 См.: Кириллов И.А. Контрактация и ее значение в сельском хозяйстве. — М., 1930. С. 5.

6 СЗ СССР. 1933. № 4. Ст. 25.

7 Там же. № 6. Ст. 47.

8 См.: Власов В.А. Правовая природа договоров с участием аграрных товаропроизводителей (историко-правовой анализ) // Аграрное и земельное право. 2009. № 12. С. 33.

9 СЗ СССР. 1935. № 51. Ст. 422.

10 СП СССР. 1958. № 11. Ст. 92.

11 См.: Власов В.А. Правовое регулирование закупок сельскохозяйственной продукции для государственных и муниципальных нужд: история, теория, практика: Моногр. — Красноярск, 2005. С. 48.

12 СП СССР. 1961. № 4. Ст. 921.

13 Ведомости ВС СССР. 1961. № 50. Ст. 525.

14 См.: Иоффе О.С. Обязательственное право. — М., 1957. С. 28.

15 См.: Гражданское право. Т. 2: Учеб. / Под ред. Е.А. Суханова. — М., 1993. С. 110.

16 См.: Лурье С.М., Козырь М.И. Договорные отношения сельскохозяйственных предприятий в СССР. — М., 1974. С. 36.

17 См.: Боровиков Н.А. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции. — М., 1971. С. 24.

18 См.: Тимескова B.C. Договорные отношения в АПК. — Л., 1989. С. 23.

19 См.: Лурье С.М. Правовое регулирование контрактации сельскохозяйственной продукции в СССР. — Кишинев, 1972. С. 72.

20 См.: Масевич М.Г. Структура договорных связей по контрактации сельскохозяйственной продукции // Труды ВНИИСЗ. — М., 1984. С. 47—62.

21 СП СССР. 1966. № 2. Ст. 11.

22 Закупки сельскохозяйственных продуктов. 1971. № 2.

23 СП СССР. 1977. № 10. Ст. 55.

24 БНА министерств и ведомств СССР. 1984. № 4.

25 Там же. 1989. № 6.

26 СП СССР. 1966. № 2. Ст. 11.

27 Там же. 1970. № 21. Ст. 163.

28 См.: Закупки сельскохозяйственных продуктов. 1970. № 11.

29 Отдельное издание ЦНИИТЭИ Министерства заготовок СССР. — М., 1973.

30 БНА министерств и ведомств СССР. 1989. № 2.

31 См.: Карпик В.С. Исполнение договоров контрактации сельскохозяйственной продукции. — Мн., 1975. С. 22.

32 Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 26. Ст. 733.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Динамично развивающиеся государственные закупки создали предпосылки для совершения преступлений экономического и коррупционного характера.
Добавлено: 02.07.2023
Предмет исследования — выявление тенденций развития государственного управления в сфере экономики Российской Федерации. Делаются выводы о том, что в России идет поиск более эффективных моделей государственного управления.
Добавлено: 04.05.2022
Раскрывается понятие контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд как юридической категории.
Добавлено: 20.02.2019
Исследуются особенности выполнения государством своих функций по обеспечению достойного уровня медицины и здравоохранения. Рассматриваются понятия медицинской техники и медицинского оборудования, а также характеристики правового регулирования их оборота. Сравниваются государственные закупки медицинского оборудования, медицинской техники и медицинских изделий.
Добавлено: 18.08.2016