Статья

Экологическое воспитание как один из факторов повышения эффективности реализации права граждан на благоприятную окружающую среду

Анализируются вопросы, связанные с формированием в РФ экологической культуры в контексте правового регулирования экологического образования и воспитания.

УДК  342.7:349.6

Страницы в журнале: 75-80

 

Ю.В. Васильчук,

доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой экологического права и правового обеспечения профессиональной деятельности  Тверского государственного университета Россия, Тверь vasilchuk.74@mail.ru

 

Анализируются вопросы, связанные с формированием в РФ экологической культуры в контексте правового регулирования экологического образования и воспитания. Обосновывается значимость экологического воспитания в механизме реализации права граждан на благоприятную окружающую среду. Формулируются предложения, в том числе в части совершенствования законодательства, для повышения уровня экологической культуры.

Ключевые слова: право граждан на благоприятную окружающую среду, экологическая культура, экологическое образование, экологическое воспитание.

 

Реализовать в полной мере конституционное право человека на благоприятную окружающую среду невозможно без создания условий для повышения уровня экологической культуры общества и каждого гражданина. Недостаточная заинтересованность хозяйствующих субъектов в экологической модернизации производства и снижении негативного воздействия на окружающую среду связана не только с отсутствием экономических ресурсов, но и с низким уровнем экологического сознания руководителей предприятий, непониманием всей важности развития ресурсосберегающих и экологически эффективных технологий. Создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения возможно только в условиях ответственного отношения самого населения к вопросам охраны окружающей среды. Создание и развитие экологических организаций, участие общественности в принятии экологически значимых решений также невозможно обеспечить, если вопросам формирования экологической культуры, экологического образования, воспитания, просвещения не будет уделяться должное внимание.

«В системе конституционных прав и свобод важное место отводится конституционным экологическим правам, которые составляют основу экологической безопасности, выступают способом ее обеспечения. В основе конституционных экологических прав лежит право каждого на благоприятную окружающую среду. Оно предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам благоприятной окружающей среде, получения достоверной, полной и своевременной экологической информации, право на возмещение экологического ущерба» [3].

Как отмечают Н.И. Матузов и А.В. Малько, «правовое регулирование как инструмент социального управления призвано обеспечивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. В рамках этого процесса встречаются разнообразные и многочисленные препятствия, которые без своевременного их устранения снижают эффект правового регулирования» [8, с. 624].

Эффективность механизма правового регулирования зависит от различного рода факторов, среди которых принято выделять правовой, связанный с совершенствованием правотворчества, экономический, организационный и идеологический. Идеологический фактор в свою очередь напрямую связан с повышением уровня правовой культуры субъектов права.

Ни в коей мере не умаляя значение всех вышеперечисленных факторов, предопределяющих в той или иной степени механизм реализации правовых норм, рассмотрим особенности влияния идеологического фактора применительно к праву граждан на благоприятную окружающую среду.

Под идеологическим фактором понимается анализ воздействия правовых норм на общество и реагирования общества на правовые нормы с точки зрения социально-психического восприятия [6, с. 9]. Сущность идеологического механизма реализации экологического законодательства состоит в том, чтобы провести нормы этого законодательства в жизнь, заставить их работать через влияние на сознание субъектов экологических отношений. И если вначале речь может идти об осознании того, что не следует мусорить, то в дальнейшем руководители предприятий должны осознать важность природоохранных мероприятий, соблюдения режима санитарных зон, выполнения установленных нормативов и стандартов. Не секрет, что в настоящее время многие руководители исходят из того, что экономически выгоднее уплатить штраф, например за сверхнормативный сброс вредных веществ, чем вложить средства в совершенствование очистных сооружений. Такой подход заложен в их сознании, которое необходимо изменять. Таким образом, первоочередная цель экологического образования, воспитания — это формирование экологического сознания, мышления людей. Более того, необходимо преодолевать не только потребительское отношение к природным богатствам страны, но и безразличное отношение ко всему происходящему за пределами своего дома.

Формирование общественного экологического сознания будет способствовать непосредственной реализации гражданами и юридическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления прав и обязанностей, закрепленных в экологическом законодательстве, а также развитию общественных организаций, деятельность которых направлена на охрану окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

«Несомненно, что в настоящий период мы наблюдаем формирование новой правовой традиции в российском праве, перспективы дальнейшего развития которой зависят не только и не столько от качества законов, но и от правовой культуры населения, осознания им собственной ценности и значимости, самоуважения и намерения бороться за свои права» [1, с. 66].

М.И. Васильева отмечает, что известная декларативность эколого-правовых предписаний в наибольшей степени обусловлена, как принято считать, причинами экономического свойства, хотя с этим можно поспорить и привести аргументы в пользу первенства культурной, мировоззренческой составляющей [2, с. 84].

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) содержит главу, посвященную основам формирования экологической культуры, закрепляя при этом всеобщность и комплексность экологического образования, необходимость экологического просвещения и подготовки руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

О.В. Устьянцева, анализируя вопрос об экологическом образовании, приходит к выводу о том, что из процесса формирования экологической культуры, из системы экологического образования, воспитания и просвещения выпадает важное связующее звено — экологическое сознание гражданского общества и его правовая основа. Выступая структурным элементом экологического правопорядка, экологическое правосознание общества неразрывно связано с экологическими интересами общества. Высокий уровень экологического сознания обеспечивает разумное и ответственное взаимодействие человека и общества с природой [15, с. 44].

С.Н. Кравченко под экологическим сознанием понимает «систему взглядов, идей, теорий (политических, правовых, этических) по поводу взаимодействия между обществом и природой, отношения человека к природе» [7, с. 53].

Следует отметить, что в ст. 73 Закона РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 (ред. от 10.01.2002) «Об охране окружающей природной среды» закреплялось положение о том, что в целях повышения уровня экологической культуры необходимо, наряду с экологическим образованием, осуществлять экологическое воспитание. Однако действующий Федеральный закон № 7-ФЗ формирование экологической культуры связывает преимущественно с экологическим образованием и просвещением. Такой подход представляется неверным и необоснованным. При этом одним из основных принципов охраны окружающей среды, закрепленных в ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ, является принцип организации и развития системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры.

По мнению ряда ученых, экологическое воспитание, направленное на распространение и внедрение в практику необходимых знаний и навыков, вытекающих из современных проблем охраны природы, косвенно способствует соблюдению правового режима охраны природных объектов и предупреждению соответствующих правонарушений. Несмотря на принимаемые меры, состояние экологического образования и воспитания вызывает серьезную озабоченность и тревогу, что связано с недооценкой в обществе экологических проблем, экологическим нигилизмом и экологическим невежеством, недостатком бюджетного финансирования, отсутствием эффективного государственного управления экологическим образованием и надлежащей координации данного процесса с негосударственными структурами [16, с. 203].

Данные положения находят и определенное законодательное закрепление. Так, Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 06.09.2011 № 1540-р) рассматривает экологическое воспитание и образование населения как основу экологического благополучия страны [11]. Экологическая доктрина РФ (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р) к числу основных факторов деградации окружающей среды относит низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны [12]. В государственной программе Тверской области «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области» на 2013—2018 годы (утверждена Постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2012) в числе основных проблем в сфере реализации государственной программы также указаны проблемы в сфере экологической культуры: нарушение природоохранного законодательства вследствие низкого уровня экологической грамотности населения; безответственное отношение к окружающей среде (захламление берегов водных объектов, зон отдыха и т.п.) в результате низкого уровня экологической культуры. Для формирования экологической культуры посредством экологического образования и просвещения, по мнению разработчика программы, необходимо:

а) проведение обучающих семинаров по вопросам экологического образования совместно с общественными и научными организациями для школьников, студентов и других заинтересованных лиц;

б) выпуск журнала «Экологический вестник»;

в) издание ежегодного доклада о состоянии и об охране окружающей среды в Тверской области [13].

Представляется, что предложенный перечень мероприятий носит, скорее, формальный характер и вряд ли к 2018 году благодаря им повысится уровень правовой культуры жителей Тверской области. Так, доступ общественности к докладу о состоянии окружающей среды затруднен, да и вообще есть определенные сомнения относительно того, знает ли общественность о самом факте существования подобного отчета и возможности ознакомления с ним. Подобный отчет должен не просто находиться на сайте соответствующего органа государственной власти, ответственного за его подготовку, в общем доступе на сайте в сети Интернет, но быть проанализирован и информация, содержащаяся в нем, должна представлять систему данных, позволяющих гражданам без наличия специальных знаний оценить состояние природных объектов и ресурсов, мероприятия по охране окружающей среды в регионе, результативность государственной политики в области охраны окружающей среды и управления природными ресурсами.

В целом, мероприятия в рамках подобных региональных программ должны быть направлены на вовлечение предельно возможного круга общественности, учитывать специфику различных социальных групп населения как участников и адресатов мероприятий, носить как теоретическую, так практическую направленность, быть актуальными и востребованными конкретной социальной группой населения.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), рассматривает образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также как совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Воспитание, в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ, — это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [14].

Экологическое образование представляет собой формирование прежде всего системы знаний, умений и навыков в сфере взаимодействия общества и природы, направленное на усвоение теории и прикладных аспектов взаимодействия общества с природой. Под воспитанием следует понимать систематическое воздействие, влияние для формирования характера, навыков, прививание, внушение чего-нибудь кому-нибудь [9, с. 102]. «Правосознание людей нуждается в систематическом рациональном формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание» [8, с. 568].

Под экологическим воспитанием следует понимать различные способы воздействия на чувства людей, их взгляды с целью выработки такого отношения к окружающей среде, которое основано не только на необходимости соблюдения установленных экологических требований, запретов и ограничений, но понимании необходимости сохранения окружающей среды, рационального природопользования, выполнения мер по охране и восстановлению природных объектов и ресурсов. Исключение из сферы правового регулирования экологического воспитания может привести к ситуации, когда граждане, обладая достаточно высоким уровнем знаний в сфере экологии, не изменят своего потребительского отношения к природе, другими словами, экологически образованный человек и экологически воспитанный не означает одно и то же.

Представляется, что именно путем целенаправленной деятельности, систематического воздействия на сознание и поведение человека в целях формирования представлений об окружающей среде, о мерах по ее охране, экологических требований и т.п. возможно изменение мировоззрения, формирование определенных взглядов, отличных от потребительского отношения к окружающей природной среде, и принятие экологически ориентированных управленческих решений. При этом необходимо учитывать, что значительная часть общества к эколого-правовым проблемам относится индифферентно, что в определенной степени обусловлено социально-экономическими проблемами и «привыканием» к экологическим проблемам. Кроме того, нельзя не учитывать особенности различных социальных групп, в том числе по возрастным признакам. Представляется, что дети и молодежь в большей степени восприимчивы к экологическим проблемам, они отличаются отсутствием сложившихся представлений и стереотипов поведения и открыты для новой информации. Кроме того, молодежь как социальная группа отличается мобильностью, активной жизненной позицией, желанием личного участия в различных видах деятельности. Перспективным представляется экологическое воспитание детей через экологическое образование студентов и последующее вовлечение их в практически значимую деятельность. Так, на юридическом факультете Тверского государственного университета более десяти лет реализуется проект «Инновационные технологии в экологическом образовании юристов», в рамках которого осуществляется экологическое просвещение и воспитание школьников и молодежи, например путем подготовки и проведения студентами экологических уроков в общеобразовательных школах города, издания буклетов, содержащих разнообразную эколого-просветительскую информацию, проведения экологических акций совместно с Общественной Палатой Тверской области. С 2002 года совместно с Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области Ленинградский государственный университет имени Пушкина успешно реализует проект «Поддержка экологического воспитания, образования и просвещения школьников Ленинградской области» [5].

Н.А. Гейт отмечает, что актуальность экологического права основана на том факте, что сегодня сохранение природы и самого человека замкнулось на его умении познать все основные процессы в биосфере и учитывать их при регулировании собственного поведения. Данный процесс во многом определяется: 1) экологическим образованием; 2) экологическим воспитанием; 3) государственными гарантиями экологических прав. Эти составляющие неразрывно связаны между собой, призваны постоянно всесторонне дополнять и совершенствовать друг друга [4].

Экологическое законодательство по вопросам закрепления правовых основ формирования экологической культуры нуждается в дальнейшем совершенствовании. В РФ была предпринята попытка принятия Федерального закона «Об экологической культуре», однако данный законопроект неоднократно снимался с рассмотрения. Вместе с тем в пояснительной записке к одному из вариантов содержалось положение о том, что доступ к экологическим жизненно важным знаниям должен быть широко открыт всем, и в особенности юным гражданам страны, формирование экологического восприятия мира у которых необходимо, прежде всего, им самим, чтобы, став взрослыми, они смогли обеспечить процветание своей Родины как собственной жизни, как родной семьи, ибо безопасность общества строится на обеспечении безопасности индивида. Экологическое образование — основа укрепления национальной безопасности страны, т.к. направлено на обеспечение долгосрочных интересов общества. Поэтому необходимость экологического образования воспринимается обществом как фактор коллективной безопасности [10]. В отсутствие Федерального закона «Об экологической культуре» пробел может быть восполнен путем разработки и принятия соответствующих законов в субъектах Российской Федерации. Принятие подобных законов будет способствовать не только реализации государственной экологической политики, но и позволит определить пределы государственного регулирования в области экологической культуры, основные направления и способы ее формирования.

Вопросы формирования экологической культуры не просто должны быть включены в целевые и иные программы, следует организовать сам процесс экологического воспитания, образования и просвещения, проанализировать уже имеющийся опыт деятельности в этой сфере. Безусловно, в процесс экологического воспитания, как и в процесс охраны окружающей среды, должны быть вовлечены все субъекты. Особую роль принято отводить семье: родителям нужно воспитывать у детей бережное и ответственное отношение к природе и окружающей среде. Но ведь кто-то должен воспитать и родителей, сформировать их экологическое мировоззрение, основанное, в том числе, на понимании важности экономного использования природных ресурсов, необходимости переработки отходов и их вторичного использования, сортировки мусора и т.п. В противном случае мировоззрение нового поколения не будет принципиально отличаться от существующего, а значит, сохранение природы и улучшение окружающей среды так и не станет приоритетным направлением деятельности государства и общества.

 

 

 

Список литературы

 

1. Анисимов А.П., Васильчук Ю.В. Об участии граждан и их объединений в решении вопросов землепользования и застройки // Хозяйство и право. 2008. № 7. С. 59—67.

2. Васильева М.И. О применении в праве экологических критериев благоприятности окружающей среды // Государство и право. 2002. № 11. С. 84—92.

3. Велиева Д.С. Система конституционных экологических прав и обязанностей в Российской Федерации, 2011. Доступ из СПС «Гарант».

4. Гейт Н.А. Экологическое право: курс лекций. — М.: ТК Велби, Проспект, 2009. Доступ из СПС «Гарант».

5. Детское экологическое движение в системе образования Ленинградской области: альбом / сост.: А.М. Макарский, Т.С. Комиссарова, И.Н. Петушкова; под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. — Санкт-Петербург: ЛГУ, 2012.

6. Игнатьева И.А. Правовые проблемы формирования идеологического механизма реализации экологического законодательства // Экологическое право на рубеже 21 века: сб. науч. статей / сост.: А.К. Голиченков, Т.В. Петрова; под ред. проф. А.К. Голиченкова. — М.: Зерцало, 2000. С. 8—21.

7. Кравченко С.Н. Социально-психологические аспекты правовой охраны окружающей среды. — Львов: Вища школа, 1988. С. 155.

8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: курс лекций. — М.: Юристъ, 1997.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1990. С. 102.

10. Пояснительная записка к законопроекту Федерального закона № 90060840-3 «Об экологической культуре», внесенному в Государственную Думу депутатами В.А. Грачевым, С.М. Ахметхановым, Р.С. Бакиевым, А.Н. Грешневиковым, В.Д. Кадочниковым, Р.И. Нигматулиным, В.В. Оленьевым, А.Н. Томовым. Доступ из СПС «Гарант».

11. Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2011 № 1540-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года» // СЗ РФ. 2011. № 39. Ст. 5489.

12. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об экологической доктрине Российской Федерации // СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510.

13.Тверская жизнь. 2012. 1 декабря. № 221.

14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм., вступ. в силу 15.06.2014) «Об образовании» // СЗ РФ. 2012. № 53 (часть I). Ст. 7598.

15. Устьянцева О.В. Экологическое образование в системе экологического правопорядка // Гражданин и право. 2010. № 9. С. 42—47.

 

16. Экологическое право России / под ред. А.П. Анисимова, А.Я. Рыженкова, А.Е. Черноморца. — М.: Юрайт, 2011. С. 203.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Как свидетельствуют результаты Национального экологического рейтинга регионов Российской Федерации, по итогам 2022 года и зимы 2022—2023 годов экологическая ситуация в стране меняется к лучшему.
Добавлено: 02.07.2023