УДК 349.41(477)
Страницы в журнале: 145-149
И.А. Костяшкин,
кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой трудового, земельного и хозяйственного права Хмельницкого университета управления и права Украина, г. Хмельницкий kostyshkin@meta.ua
Анализируются отдельные доктринальные наработки и конституционные положения в сфере использования и охраны земель как природного ресурса и основного национального богатства с целью удовлетворения частных потребностей и обеспечения общественного интереса. Предложено эколого-правовое обоснование социальной функции права собственности на землю.
Ключевые слова: социальная функция, право собственности на землю, обязанность собственника, потенциал земли, общественный интерес, экологические потребности.
Ecological and Legal Aspects of the Social Function of Land Ownership
Ivan A. Kostyashkin,
Cand. in Law, assoc. prof., head of Dept. of Labour, Agrarian and Economic Law in Khmelnytsky University of Management and Law Ukraine, Khmelnytsky kostyshkin@meta.ua
The article reveals some doctrinal developments and constitutional provisions in the field of the use and protection of lands as a natural resource and a major national wealth to meet the needs of the private and the public interest. An environmental and legal basis of the social function of land ownership is proposed.
Keywords: social function, ownership of land, duty of the owner, potential of the land, public interest, environmental needs.
В результате общественных изменений, которые произошли на постсоветском пространстве, право частной собственности на землю получило свое признание и закрепление в законодательстве новообразованных государств, в частности в действующей Конституции Украины. Формирование гражданского общества, безусловно, предполагает появление настоящих, эффективных собственников, которые имеют возможность принимать самостоятельные решения, опираясь на свою экономическую независимость. Анализируя значение собственности в этих важных общественных процессах, выдающийся российский правовед С. Алексеев отмечает: «... в гражданском обществе человек обязательно должен быть носителем собственности — такой, что дает человеку опору в жизни, обеспечивает ему самостоятельное существование и которая вследствие этого дает человеку положение лица, независимого от власти и, более того, способного при наличии других предпосылок приобретать по отношению к власти императивные публичные полномочия» [1, с. 650; 7, с. 4—11].
При этом право частной собственности на землю — явление особого рода, которое всегда будет предметом общественного интереса, обусловленного объектом соответствующего права. Ведь «земля является необходимым условием, источником, средством и местом обеспечения жизнедеятельности, материальной и биологической основой формирования сферы жизни для человека и других живых организмов» [3, с. 207]. «Земля — это основа самого существования и бытия человека; земля составляет пространственный, операционный базис, используемый для размещения населенных пунктов» [5, с. 14—15]. Как утверждает М.В. Шульга, законодательное закрепление и конституционное обеспечение права частной собственности на землю не меняет публичного характера отношений собственности на землю [16, с. 27]. Земля, как и другие природные ресурсы, — публичное благо. Земля находится в частной собственности, не теряет признаки, качества публичного блага, она не исключается, не выделяется из природы, как земля в цветочном горшке, она остается органической ее частью [4].
При таком подходе становятся очевидными особенное социальное значение земли и социальная функция права собственности на нее, которая может быть реализована лишь при условии безопасной окружающей среды. Как верно отмечает М. Бринчук, «в той мере, в которой проблемы окружающей среды затрагивают экологические интересы человека, эти проблемы носят социальный характер» [4]. Действительно, ведь нет необходимости правового регулирования использования и особенно воспроизведения или охраны поверхностного слоя любой из планет Солнечной системы, которые не имеют условий для жизнедеятельности человека.
В связи с вышеизложенным сегодня перед Украиной и мировым сообществом стоит сверхважная задача по согласованию общественных интересов и потребностей частных владельцев земельных участков, исходя из особенностей земли как места и условия жизни, деятельности каждого человека и общества в целом. При этом одним из определяющих факторов, который требует такого сочетания, является экологическая или естественная составляющая социальной функции права собственности на землю. Последняя, в свою очередь, обязывает владельца к сохранению объекта такого права, что соответствует частным интересам, направленным на получение дохода от использования земельного участка, и общественным интересам, связанным с использованием земли как места и условия жизнедеятельности, и должна быть обеспечена как частными владельцами, так и государством в целом, что предусматривает особые условия осуществления собственности. Достаточно репрезентативным в данном отношении служит положение ст. 9 Конституции Российской Федерации, согласно которому земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [6].
При таких условиях актуальные проблемы формирования эколого-правового механизма права собственности на землю требуют теоретического анализа доктринальных наработок и конституционных подходов в части обеспечения сочетания публичных и частных интересов в сфере использования земель как природного ресурса и средства производства, основного национального богатства и объекта частной собственности через гарантирование социальной функции права собственности на землю. Значительный вклад в разрешение вопросов эколого-правового обоснования социальной функции права собственности на землю внесли труды В.И. Андрейцева, М.М. Бринчук, П.Ф. Кулинича, Г.В. Мальцева В.Л. Мунтяна, В.В. Носика, В.И. Семчика, Н.И. Титовой, М.В. Шульги и других. Однако актуальность этих вопросов в свете становления нового земельного законодательства и негативных процессов, связанных с вредным антропогенным воздействием и ухудшением качества земель, только растет.
По убеждению В. Мальцева, право не должно быть исключением из физической картины мира, его нужно понять и объяснить как естественный (естественно-исторический) факт, объективный по характеру и происхождению, как систему, управляемую в соответствии с ее собственными природными, объективными законами [9, с. 57]. Ведь многовековой порядок в природе обеспечивается за счет эффективного функционирования законов природы, действующих объективно. Объективность — один из наиболее существенных признаков законов природы, на который больше всего обращается внимание в науке, в том числе правовой. Если до недавнего времени правовое регулирование рассматривалось как способ выживания общества в условиях непрерывной борьбы с природой [14, с. 196], то при нынешнем уровне антропогенной нагрузки залогом выживания человека является подчинение социальных отношений объективным законам развития природы.
При взаимодействии с природой человек удовлетворяет свои разнообразные потребности — физиологические, экономические, духовные, научные и другие, с учетом которых люди планируют или могут планировать свои интересы и действия в сфере взаимодействия общества и природы. Соответственно, при благоприятном состоянии окружающей среды человек может удовлетворить наибольший объем своих потребностей [2, с. 36—66]. И, наоборот, при плачевном состоянии окружающей среды потребности человека удовлетворятся в меньшем объеме или не удовлетворяются вовсе.
Право собственности на землю в данном случае не является исключением. Более того, осуществление соответствующего права в гармонии с законами природы гарантирует сохранение и улучшение свойств земли, а соответственно, способствует удовлетворению наиболее широкого круга потребностей человека, в чем и состоит социальная функция этого вида права.
Особого внимания в данном отношении заслуживает сформулированный В.Л. Мунтяном методологический подход, согласно которому экология становится теоретическим основанием поведения человека индустриального общества в природе, а право — основным его регулятором [11, с. 13]. Экологизацию земельного законодательства, по убеждению ученого, следует рассматривать как процесс юридического оформления использования земли в результате антропогенной деятельности человека в соответствии с современными экологическими требованиями [10, с. 29].
В настоящее время пришло осознание того факта, что земля не может не рассматриваться в качестве общественного достояния, независимо от того, кому она принадлежит. Но интересы одних граждан, имеющих право осуществлять ту или иную деятельность на земле, не всегда соответствуют интересам других людей, которые заинтересованы в наличии экологически чистых территорий, безопасной для окружающих природной среды, безопасных и качественных продуктов питания или, наоборот, в размещении промышленных и других экологически опасных объектов. Именно поэтому в ст. 14 Конституции Украины предусмотрена норма, в соответствии с которой земля является основным национальным богатством и находится под особой охраной государства. А согласно ст. 5 Земельного кодекса Украины одним из ключевых принципов земельного законодательства является принцип приоритета требований экологической безопасности. Установление требований экологической безопасности по охране земель в определенном смысле можно рассматривать как регламентацию поведения собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка.
Более того, необходимость подчинения хозяйственных отношений экологическим требованиям становится очевидной, учитывая ограниченные возможности природы по ее восстановлению. Ведь ни для кого не секрет, что продолжительность формирования верхнего плодородного слоя почвы исчисляется десятками тысяч лет, тогда как для его деградации, при нарушении законов земледелия, несоблюдении элементарных требований севооборотов или подпитки почвы, достаточно десятилетий или даже меньше. Истощенные и деградированные земли не способны удовлетворять потребности граждан и подлежат консервации. Вполне очевидно, что нарушение естественного состояния земель выльется в проблемы социального характера, продовольственные, экономические, демографические, экологические и другие кризисы, отягощающие, а впоследствии и исключающие физическое существование человека.
При таких условиях право собственности на землю носит обязывающий характер, выполняя важную социальную функцию, связанную с экологически и экономически сбалансированным использованием земель, которое должно гарантировать в первую очередь сохранение природных свойств объекта правового регулирования как источника удовлетворения потребностей его владельца и условия существования всего человечества.
В контексте «партнерского» развития общества и природы были сформированы базовые положения доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», представленного на Генеральной Ассамблее ООН в 1987 году, который заложил исходные критерии в отношениях «человек — природа» на XXI век. Сочетание проблемы окружающей среды в контексте развития Гро Харлем Брундтланд, возглавлявшая комиссию, объясняет следующим образом: «Окружающая среда — это место нашей жизни, а развитие — это наши действия по улучшению нашего благосостояния в нем. Оба эти понятия неразделимы» [12, с. 9]. Такой тезис является важным методологическим подходом к правовому регулированию всех отношений, связанных с использованием земли, а тем более права собственности на нее, ведь если окружающая среда является нашим домом, то его фундаментом выступает именно земля.
Оптимизация процесса экологизации земельного законодательства, утверждает В.Л. Мунтян, неразрывно связана с концепцией устойчивого развития, которая призвана изменить мировоззренческие принципы и общечеловеческие ценности в XXI веке [10, с. 29]. Ведь сегодня становится очевидной невозможность опровержения общего для всего человечества положения: все достижения цивилизации, включая демократию, права и свободы человека и гражданина, не будут иметь значения для будущих поколений, если не будут своевременно решены кризисные проблемы окружающей среды [15]. Правовым фундаментом соответствующих подходов выступают положения устойчивого социально-экономического развития страны [13], при котором эффективно решаются важнейшие проблемы жизнеобеспечения общества при условии сохранения и воспроизводства окружающей среды, базовым элементом которого выступает именно земля.
С учетом реального состояния природы, ее нынешнего потенциала должна выстраиваться государственная экологическая политика, связанная как с экономическим и социальным развитием, так и с потребностями восстановления природы. Такая ситуация особенно характерна для использования земельных ресурсов, от качества и свойств которых напрямую зависит и возможность получения той или иной сельскохозяйственной продукции или удовлетворения ряда других духовных и материальных потребностей граждан. Весьма актуальной в этом отношении является категория «потенциал природы» как динамическая характеристика окружающей среды, которая меняется со временем как в силу естественных процессов, так и под влиянием деятельности человека и отражает количественные и качественные показатели состояния природы. Следует поддержать позицию М.М. Бринчука о целесообразности использования категории «потенциал природы» для решения ряда важных практических задач планирования:
1) размещения новых экологически опасных объектов, если нормативы качества окружающей среды уже превышены;
2) восстановления нарушенного состояния природы и, соответственно, увеличения, восстановления ее потенциала;
3) использования природных ресурсов на основе принципа рациональности;
4) экономического развития с учетом потенциала природы [4].
Такой методологический подход крайне важен для исследования перспективных направлений использования земель, планирования возможной антропогенной нагрузки и т.п. Соответствующая категория должна получить свое развитие в земельном праве как «потенциал земли», который должен обязательно учитываться при подготовке общегосударственных и местных программ по использованию и охране земель, а также при подготовке документации по землеустройству для отвода земельного участка.
С учетом вышеизложенного содержание социальной функции права собственности на землю должно основываться на методологических принципах эколого-правовой науки в отношениях собственности на землю относительно приоритета требований экологической безопасности, необходимости сохранения качеств и свойств уникального природного ресурса при реализации полномочий собственника земельного участка. Установление требований экологической безопасности по охране земель в определенном смысле можно рассматривать как регламентацию поведения собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка [8, с. 27]. При этом обязанность соблюдения экологических норм и стандартов при реализации права собственности является одновременно и правом собственника, что обеспечивает эффективное использование земельного участка и предоставляет возможность обращения к другим землевладельцам и землепользователям с целью соблюдения соответствующего порядка осуществления права собственности на землю. Поскольку базовые, ключевые положения экологической безопасности закрепляет экологическое право, утверждает П.Ф. Кулинич, последнее тем самым определяет и содержание права собственности на землю, в частности содержание правообязанности собственника по ее охране [8, с. 27]. Вместе с тем такую обязанность, по нашему мнению, не следует абсолютизировать, данная обязанность, бесспорно, должна неуклонно исполняться, но она не может подменять право землевладельца на пользование природным ресурсом. То есть эта обязанность гарантирует как возможность полноценного землепользования самим собственником конкретного земельного участка, так и осуществление соответствующего права другими землевладельцами или народом в целом.
В условиях глобализации всех процессов, происходящих на планете, отношения по осуществлению права собственности на землю, особенно в части полномочия пользования, приобретают особый характер, ставя владельца в зависимость от свойств самих земель и состояния биосферы в целом, требующих постоянной защиты, а иногда вообще прекращения антропогенной нагрузки. Нарушение такого порядка со стороны одного владельца обязательно негативно отразится и на других земельных участках, а в конечном итоге окажет негативное влияние на общественные интересы в исследуемой сфере. Такое положение вещей обусловливает обязывающий характер осуществления земельной собственности, которая призвана служить интересам частного собственника и общества в целом. Более того, право собственности в данном случае является той оптимальной формой использования земель, которую узаконивает общество для защиты собственных интересов.
Другими словами, общество, которое образует народ как первичный владелец, и непосредственные собственники конкретных земельных участков заинтересованы в сохранении, восстановлении, охране земель и удовлетворении самых разнообразных потребностей путем получения высокого урожая или вообще изъятия земель из хозяйственного оборота, что предусматривает отработку соответствующих механизмов, способных реализовать взаимный интерес в экологически оправданном и экономически мотивированном использовании земель. Частная инициатива в данном случае должна быть поставлена в такие рамки правового регулирования, когда прибыльное и конкурентное производство сельскохозяйственной продукции или предоставление других услуг в сфере использования земель должны отвечать общественным интересам по сохранению и, при необходимости, восстановлению свойств земель.
Список литературы
1. Алексеев С.С. Право: опыт комплексного исследования. — М., 1999.
2. Актуальные проблемы развития экологического права в XXI веке // Труды Института государства и права РАН / отв. ред. М.М. Бринчук, О.Л. Дубовик. Вып. 5. — М., 2007.
3. Андрейцев В.І. Екологічне право. Особлива частина: підруч. для студ. юрид. вузів / за ред. акад. АПрН В.І. Андрейцева. — К.: Істина, 2001.
4. Бринчук М.М. Проблемы методологии экологического права. URL: http://igpran.ru/articles/2970/
5. Земельне право: підручник для студентів юридичних спеціальностей вищих навчальних закладів / за ред. В.І. Семчика і П.Ф. Кулинича. — К.: Ін Юре, 2001.
6. Конституция Российской Федерации. URL: http://constitution.kremlin.ru/
7. Кузнєцова Н. Власність як основа громадянського суспільства і демократичної держави // Право України. 2011. № 5.
8. Кулинич П.Ф. Право власності на землю: нові підходи до визначення змісту // Право України. 2009. № 9.
9. Мальцев Г.В. Развитие права: к единению с разумом и наукой. — М.: Изд-во МЮИ при Минюсте России, 2005.
10. Мунтян В.Л. Актуальність екологізації земельного законодавства України // Право України. 2012. № 7.
11. Мунтян В.Л. Правовые проблемы рационального природопользования: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.06. — Xарьков, 1975.
12. Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). — М.: Прогресс, 1989.
13. Про Основні засади (стратегію) державної екологічної політики України на період до 2020 року: Закон України від 21 грудня 2010 року № 2818-VI // Відомості Верховної Ради України. 2011. № 26. стор. 1284. стаття 218.
14. Теория государства и права: учебник / под ред. проф. О.В. Мартышина. — М., 2005.
15. Шамсутдинов Э.Р. Теоретико-методологические проблемы экологизации российского законодательства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. — Уфа, 2009.
16. Шульга М.В. Правові засади державної земельної політики України // Право України. 2012. № 7.