УДК 341.1/8:340.137
Страницы в журнале: 136-138
Д.В. Кофейников,
стажер Института государства и права РАН Россия, Москва denis_kofejnikov@mail.ru
Исследуются структура и тенденции развития рынка электронной торговли в странах БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). Отмечается необходимость унификации правил электронной торговли.
Ключевые слова: электронная торговля, расчеты онлайн, виртуальные деньги, БРИКС.
Отношения стран БРИКС вступили в новую фазу — фазу сближения экономик. Реальное сближение обычно начинается с облегчения торговли и создания первых элементов интеграции [5, с. 244]. Наиболее эффективный современный путь решения этой проблемы — налаживание электронной торговли посредством сети Интернет. В июле 2014 года Россия выступила с инициативой создания единой системы электронной торговли стран БРИКС. Электронная коммерция была ключевой темой для обсуждения на заседании министров экономики стран БРИКС 7 июля 2015 г. в Москве.
Следует отметить, что быстрый рост и расширение рынка электронной торговли характерны для всех стран БРИКС [7].
Нынешнее состояние рынка электронной коммерции в странах БРИКС в целом можно представить в виде таблицы.
Глобальный рынок электронной коммерции в 2014 году достиг 1,3 трлн дол. США, из них на долю стран БРИКС приходится почти 1,1 трлн дол. При этом Бразилия входит в десятку лидеров электронной коммерции, а ЮАР является лидером в данной области в Африке к югу от экватора [7].
Посмотрим, как этот рынок делится по секторам, которые принято обозначать аббревиатурами в латинском алфавите.
B2B (business to business — бизнес для бизнеса) — электронная коммерция, в том числе торговля между предпринимателями;
B2C (business to customer — бизнес для потребителя) — электронная торговля между предпринимателями и частными лицами;
B2G (business to government — бизнес для правительства) — экономические отношения, в том числе электронная торговля предпринимателей с государством, например, госзакупки, электронные биржи, аукционы.
По этим показателям мы не располагаем полными данными. Приведем доступные сведения.
В России доля сектора B2B в рынке электронной торговли составляет 423 млрд дол.; B2G — 204 млрд; B2C — 15,5 млрд. дол. В Китае сектор B2C составляет 18,5% всего рынка электронной торговли [4; 10].
Весомым показателем развития рынка электронной коммерции является число пользователей сети Интернет.
В России в 2013 году число взрослых пользователей сети Интернет составляло 76 млн человек, что вывело нашу страну на шестое место по этому показателю в мире, на первое — среди европейских стран и на четвертое — среди стран БРИКС [1]. Правда, в России отмечается неравномерное распределение пользователей: примерно 80% из них приходится на европейскую часть страны, причем 77%— на Москву и Петербург. В городах с населением более 1 млн человек насчитывается 12% пользователей, а в сельской местности — только 5% [1]. Конечно, такое распределение пользователей отражается и на распределении электронных продаж. Есть данные о том, что число продаж в Москве и Петербурге в два раза выше, чем в среднем по стране, и в семь раз выше, чем в сельской местности.
В Бразилии в 2013 году число пользователей сети Интернет достигло 85 млн человек [7; 10].
В Индии в 2014 году было 295,4 млн пользователей сети Интернет, а число продаж составляло 35 млн, при этом при покупках отмечается преобладающее использование мобильных устройств и смартфонов, а не стационарных компьютеров [7; 10].
В Китае в 2014 году число пользователей сети Интернет достигло высшего в мире уровня — 649 млн человек, причем 86% процентов из них выходят в сеть через мобильные устройства , что значительно больше, чем в остальном мире [7; 8].
В ЮАР число пользователей составляет почти 25 млн человек при численности населения 52 млн [7; 10].
Во всех странах БРИКС среди пользователей преобладают люди со средним образованием, а в ЮАР 45% пользователей составляют люди с высшим образованием.
Если говорить о структуре продаж и покупок в сети Интернет, то следует отметить, что большим разнообразием набор товаров не отличается. В странах БРИКС, как, впрочем, и во многих других странах, в электронной торговле фигурируют одни и те же категории товаров: в основном это изделия легкой промышленности и бытового обихода. Для примера приведем структуру покупок в Бразилии: одежда и обувь — 18%, косметические товары — 16%, хозяйственные товары — 11%, мобильные телефоны и аксессуары к ним — 7%, компьютеры — 7%, подписка на газеты и журналы — 8%[7; 10].
Однако структура продаж-покупок в странах БРИКС имеет все же определенные особенности. Так, в России чаще всего через сеть Интернет покупают электронику, запчасти для автомобилей, лекарства и товары для поддержания здоровья [2].
В структуре покупок, производимых в Индии, на первом месте стоят путешествия (70%), причем наблюдается постоянный рост именно в данном сегменте. Характерны также покупки мебели [7].
В Китае, как и в других странах, самые популярные товары — это одежда и аксессуары, электроника, мобильные устройства [8].
В ЮАР чаще всего с сети покупают книги, билеты на транспорт и на различные мероприятия, музыкальные произведения и компьютерные программы [7].
Способы расчетов за покупки довольно единообразны, что может быть обусловлено технологией продаж-покупок онлайн. Чаще всего это:
— распоряжение о банковском платеже. Клиент распечатывает распоряжение и непосредственно оплачивает его в банке или через онлайн-банкинг. Поскольку не все клиенты обладают банковской картой, такие платежи составляют примерно 20%от общего количества. Способ считается вполне безопасным и практически исключает мошеннические транзакции;
— кредитная карта — наиболее распространенный способ платежа, кредитной картой расплачиваются через Интернет примерно 70% покупателей;
— онлайн-банкинг используется довольно редко, примерно в 2% случаев.
К особенностям расчетов при электронной купле-продаже можно отнести следующее.
В России довольно часто расчеты осуществляются наличными деньгами: в 2013 году они составляли около 70% платежей. Затем следуют банковские карты и предоплата офлайн. Это говорит об определенном недоверии к безналичным платежам. Однако широко используются традиционные платежи через банки, при этом документы частично оформляются в электронном виде.
Определенным стимулом в развитии электронных средств платежа становятся активно создаваемые в России электронные торговые площадки, в которые объединяются несколько предприятий (физических и юридических лиц), принимающих одни и те же правила поведения. В числе таких правил процедуры платежей, требования к условиям хранения товара, а также административная и гражданская ответственность за неисполнение правил, так что степень безопасности на таких торговых площадках повышается [4].
В Индии самой популярной формой платежа является наличный расчет. Используются также кредитные и дебетовые карты и чеки.
В Китае разнообразие форм платежей ограничено законодательно: приобретение кредитных карт, которые делают возможными покупки онлайн, пока еще довольно затруднительно. С другой стороны, держатели карт и владельцы банковских счетов не могут распоряжаться ими через Интернет. Однако довольно широко распространена практика платежей за компьютерные игры и программы виртуальными деньгами. Правда, использование виртуальных денег ограничивается невозможностью конвертировать их в реальные денежные знаки. Некоторые компании обходят этот запрет, допуская получение ряда товаров, например, мобильных карточек, за такие деньги [7; 8].
В ЮАР электронные транзакции распространены довольно широко, в том числе с помощью мобильных устройств, и платежи производятся кредитными и дебетовыми картами в соотношении 1:1. Однако все же отмечается недоверие населения к электронным платежам из-за сомнений в уровне их безопасности [7].
Очевидно, что электронная торговля в странах БРИКС переживает настоящий бум и этим, безусловно, следует воспользоваться с целью налаживания более активной торговли между странами. Товарооборот между Россией и странами БРИКС за последние семь лет вырос в два раза и в 2014 году составил около 107 млрд дол. В России сейчас практически все государственные закупки осуществляются в электронном виде: в 2014 году их количество выросло наполовину по сравнению с 2013 годом и составило около 1,5 млн контрактов общей стоимостью более 140 млрд дол. [4; 6]
Делегации экономических министерств стран БРИКС договорились о принятии скоординированных мер для регулирования электронной коммерции. Активно обсуждался вопрос о необходимости проверки качества экспортируемых товаров и упрощения их таможенного оформления [3].
В этой связи нельзя не отметить, что создание единой системы электронной торговли стран БРИКС позволит преодолеть различия в правовом регулировании государств в этой сфере и станет эффективным средством экономического роста.
Список литературы
1. Интернет-торговля в России. URL: http://www.ewdn.com/files/e-commerce_resume_vk_part1_v1.pdf
2. Интернет-торговля в России-2014: годовой от-чет. Совместное исследование Data Insight, InSales и PayU. URL: http://www.datainsight.ru/ecommerce2014
3. Министры экономики и торговли стран БРИКС обсудили совместные инициативы. URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/2015070707
4. Обзор, подготовленный Министерством экономики Российской Федерации к Конференции экспертов по электронной торговле в рамках председательства России в БРИКС. М., 2015.
5. Шкваря Л.В. Мировая экономика. М., 2008.
6. БРИКС создает условия для безбарьерной электронной торговли. URL: http://brics2015.ru/news/20150414/47684.html
7. BRICS: joint statistical publication: 2014. Brazil, Russia, India, China, South Africa. Rio de Janeiro: IBGE, 2014. 212 р. URL: http://brics.ibge.gov.br/downloads/BRICS_Joint_Statistical_Publication_2014.pdf
8. China Internet Network Information Center. URL: http://www.internetlivestats.com/internet-users-by-country/
9. E-commrce market. Results of the first half of 2014. URL: http://www.akit.ru/wp-content/uploads/2014/10/Рынок-e-commerce-2c-итоги-первого-полугодия-2014.pdf
10. E-Commerce Reports for BRICS Countries. URL: http://www.brinkscheckout.com/blog/article/e-commerce-reports-for-brics-countries