УДК 347.98
Страницы в журнале: 108-111
И.В. РЕХТИНА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса Алтайского государственного университета e-mail: jerdel80@mail.ru
Анализируются современные средства, способствующие развитию судопроизводства, оптимизации и повышению эффективности деятельности судов. Обосновывается необходимость и целесообразность использования электронных технологий и интернет-технологий в судебной деятельности и отправлении правосудия.
Ключевые слова: судебная реформа, гражданский процесс, арбитражный процесс, интернет технологии, электронный ресурс, правосудие, судебная власть, судопроизводство.
Electronic technology and Internet technology as a means of optimizing of the courts of the Russian Federation
Rekhtina I.
Analyzes the modern means of promoting the development of legal proceedings, optimize and improve the efficiency of the courts. The necessity and appropriateness of the use of electronic technology and Internet technology in the judicial and justice.
Keywords: judicial reform, civil litigation, arbitration, Internet technology, electronic resource, justice, the judiciary, the judiciary.
На современном этапе эволюции мирового сообщества в условиях глобализации и интеграции судебная власть и правосудие Российской Федерации находятся в состоянии постоянного обновления и развития.
Начало позитивным изменениям в деятельности российских судов было положено принятием и реализацией Концепции судебной реформы в РСФСР (утв. постановлением ВС РСФСР от 24.10.1991 № 1801-1), а затем и федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2002—2006 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 20.11.2001 № 805). Во исполнение этих документов приняты акты, существенно изменившие систему и структуру российских судов, регламентирующие процедуры и меры, обеспечивающие защиту прав личности и доступность правосудия; увеличена численность судейского корпуса, создана мировая юстиция, повышена оплата труда судей и др. В то же время многие проблемы, связанные с деятельностью судов, остались неразрешенными. Так, предметом обсуждения VII Всероссийского съезда судей (Москва, 2—4 декабря 2008 г.) стали вопросы своевременного рассмотрения судами дел и исполнения судебных актов, обеспечения доступа граждан к информации о деятельности судов, подготовки судей и повышения их квалификации, единообразия судебной практики, развития альтернативных способов разрешения конфликтов[1].
Анализ положений федеральной целевой программы «Развитие судебной системы на 2007—2011 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.08.2006 № 1082-р) позволяет сделать вывод о том, что совершенствование деятельности российских судов связано с интенсификацией и более эффективным использованием компьютерных технологий; рациональным применением уже существующих институтов; внедрением новых показавших свою эффективность процедур и моделей судопроизводства.
В первую очередь это касается использования автоматизированных систем и компьютерных технологий как коммуникативных средств в деятельности органов правосудия, способствующих сокращению сроков рассмотрения судебных дел, доступности необходимой информации, повышению качества работы судебного аппарата. Базовыми мероприятиями выступают формирование информационных ресурсов, банков данных судебных решений и судебной практики российских судов; обеспечение открытого доступа к указанным ресурсам; создание единой информационной системы судов и Федеральной службы судебных приставов и веб-сайтов судов, содержащих сведения о судебной деятельности; использование системы электронного документооборота.
В этом направлении значительным шагом вперед является принятие Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», нацеленного на обеспечение доступности, прозрачности (транспарентности) судопроизводства. Еще большие результаты в применении современных технологий достигнуты в системе арбитражных судов, где законодательно предусмотрена возможность интерактивного участия и дачи показаний в судебном заседании в форме трансляции посредством конференц-связи, а также созданы условия для электронного документооборота и электронной подачи соответствующих процессуальных документов.
Представляется, что в аналогичном направлении должна двигаться и система судов общей юрисдикции[2]. В рамках различных структур российского правосудия вполне допустимыми и перспективными являются следующие варианты использования информационных технологий:
1) уведомление лиц, участвующих в деле (например, вызов лица посредством электронной почты или SMS-сообщения)[3];
2) обеспечение свободного доступа лиц, участвующих в деле, к судебным актам путем создания соответствующего банка данных;
3) оплата государственной пошлины (по месту нахождения суда посредством использования банкоматов или мультикасс с последующим прикреплением платежной квитанции);
4) направление электронных доказательств и возбуждение дела в суде путем подачи заявления, жалобы в электронной форме. Интерес к такому механизму иллюстрируется результатами анкетирования, проведенного в 2011 году среди адвокатов Адвокатской палаты Алтайского края: 90% респондентов положительно оценили возможность подачи заявления в суд посредством электронной почты, поскольку это значительно упрощает процедуру обращения. Процедура подачи жалоб по электронной почте успешно практикуется при обращении субъектов в Европейский суд по правам человека[4];
5) иные возможности (включая рассмотрение дел в режиме онлайн).
Ряд норм, позволяющих использовать информационные и коммуникационные технологии в российском судопроизводстве, содержится в АПК РФ. Так, в ч. 1 ст. 41 АПК РФ указывается на возможность лиц, участвующих в деле, представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенные на официальном сайте арбитражного суда в Интернете, в порядке, установленном ВАС РФ. В части 3 ст. 75 АПК РФ закреплено, что «документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также документы, подписанные электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом…» В заявлении об обеспечении иска наряду со встречным обеспечением могут указываться и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле (ч. 2 ст. 92 АПК РФ).
Судебный акт, которым извещаются или вызываются участники арбитражного процесса, должен содержать: наименование и адрес арбитражного суда, адрес официального сайта арбитражного суда в Интернете, номера телефонов арбитражного суда, адреса электронной почты, по которым лица, участвующие в деле, могут получить информацию о рассматриваемом деле (ч. 2 ст. 121 АПК РФ). В случаях, не терпящих отлагательства, арбитражный суд может известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи (ч. 3 ст. 121 АПК РФ). Наиболее полно применение сервиса электронной почты возможно в тех случаях, когда лица, участвующие в деле, указывают собственный адрес электронной почты, например, в исковом заявлении, в заявлении об обеспечении иска, в апелляционной, кассационной жалобе.
Однако использование электронных ресурсов в деятельности судов сопряжено с некоторыми сложностями. Во-первых, применение электронной почты в арбитражном процессе возможно только при согласии лиц, участвующих в нем, выраженном в предоставлении суду в письменной форме адреса электронной почты. Во-вторых, предусмотренный в АПК РФ электронный документооборот является, по сути, односторонним — в силу отсутствия возможности направления в адрес суда информации лицами, участвующими в деле, по собственной инициативе. В-третьих, не ясно, что считать достаточным подтверждением получения сообщения, посланного судом по электронной почте, и в каком случае лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом. И наконец, в-четвертых, важным аспектом выступает возможность доступа к достоверной технической информации о передаче электронного сообщения, которая должна предоставляться лицами, осуществляющими техническую поддержку электронной почты или оказывающими соответствующие услуги связи участникам процесса и суду.
На сегодняшний день, до освоения соответствующих механизмов и создания законодательной базы, имеет смысл временно придать электронному документообороту с использованием электронной почты статус вспомогательного, когда все сообщения электронной почты будут дублироваться в сфере бумажного документооборота.
Эффективность использования информационных технологий и электронного документооборота в деятельности судов иллюстрируется примерами из практики зарубежных стран. В США на сегодняшний день активно идет процесс внедрения глобальной системы Case Management/Electronic Case Files (CM/ECF)[5]: по паролю, выданному судом, пользователь получает доступ к информационной системе суда и вводит в нее необходимую информацию о деле. После получения файлов система автоматически генерирует уведомления отправителю документов и другим лицам, участвующим в деле.
С 2005 года в Окружном суде США Восточного округа штата Луизиана действует система извещения по электронной почте[6]. Путем регистрации в системе пользователь выражает согласие получать судебные извещения и иные процессуальные документы по электронной почте и отказывается от получения извещений по обычной почте или по факсу. Судебные решения, постановления и иные документы суда также направляются стороне с использованием системы электронных извещений в случае, если сторона выразила согласие на получение документов таким образом. Лицам, не принимающим систему электронных извещений, документы направляются традиционными средствами.
В 2005 году в судах Израиля началось внедрение электронной системы обработки документов, которая обеспечивает круглосуточный доступ к судебным решениям и иным процессуальным документам, что позволяет существенно сократить время на поиск необходимой информации, уменьшить административные расходы судов на обработку информационных запросов, а также расширяет возможности граждан по защите своих прав[7].
В Южной Корее, где уровень распространения мобильной связи составляет примерно 75%, планируется с помощью SMS-сообщений осуществлять рассылку судебных повесток и извещений о наложении штрафов и взысканий[8].
В Великобритании суд графства Нортхемптоншир реализовал проект Money Claim Online[9]. В рамках этого проекта должник, к которому предъявлен иск, вправе либо отстаивать свою правоту в здании суда, либо предоставить свои контраргументы по электронной почте. Ход процесса будет отражаться на сайте. В 2006 году в Великобритании приступили к тестированию онлайновой системы арбитража e-Disput. Онлайновые арбитры обрабатывают информацию и формулируют предложения по разрешению конфликта. Затем организуются онлайновые встречи между вовлеченными сторонами, во время которых достигаются согласованные решения[10].
Анализ практики зарубежных стран по использованию в деятельности судов электронного документооборота показывает, что эффективное применение информационных технологий в судопроизводстве может быть связано не только с созданием правовой базы и банков данных судебных решений, но и непосредственно с активным использованием электронного документооборота при осуществлении правосудия.
Библиография
1 См.: Мошкович М., Фетисов А. VII Всероссийский съезд судей // ЭЖ-Юрист. 2008. № 48. С. 28.
2 См.: Изотова С.В., Баталова Л.А., Щербина Е.С., Наумов В.Б. Перспективы электронного документооборота в российском арбитражном процессе // Информационное право. 2006. № 4. С. 12—16.
3 В этом смысле показателен проведенный Федеральной службой судебных приставов в ряде регионов успешный эксперимент по уведомлению граждан о задолженностях путем SMS-сообщений, который позволил в 2008 году взыскать на территории Российской Федерации 63 млн руб. URL: http://www.fssprus.ru
4 URL: http://www.echr.coe.int/hudoc.htm
5 URL: http://www.uscourts.gov/cmecf/cmecf_about.html
6 URL: http://www.laed.uscourts.gov/cmecf/email_faq.htm
7 Paperless System Manages 35 Million Pages of Case Files per Year in Israel’s Courts // Microsoft BizTalk Server, Customer Solution Case Study. URL: http://members.microsoft.com/CustomerEvidence/Search/EvidenceDetails.aspx?EvidenceID= 4527&LanguageID=1
8 В Корее будут выносить приговоры по SMS. 26.12.2005. Internet.Ru. URL: http://www.internet.ru/index.php? itemid=13276
9 URL: http://www.moneyclaim.gov.uk
10 Великобритания начала тестировать систему электронного арбитража. 2006. 19 янв.; URL: http://www.e-uriadnik. org.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=3758